ПРОВОД – УБИЙЦА

Одним из коварных врагов безопасного полета летательного аппарата является провод. Провисший между опорами ЛЭП, расположенными друг от друга на расстоянии до 40-60 метров, небольшой в диаметре металлический провод  теряется на малоконтрастном фоне  заснеженной поверхности, или на фоне сверкающей под лучами солнца водной глади, или, того хуже, скрывается в облаках или густом тумане. На способность пилота разглядеть опасное препятствие влияют большие физические нагрузки, стресс и усталость, загрязненность лобовых стекол, блики подсветки и другие факторы. Физические способности человеческого глаза не гарантируют своевременное обнаружение проводов и других препятствий, таких, как деревья, столбы, мачты ветряных электростанций и т.д.

Случалось, что с проводами сталкивались даже самолеты, которые обычно летают у земли только в условиях проверенного  аэродрома на режимах взлета и посадки. Так, 14 августа 1928 года прославленный летчик Валерий Павлович Чкалов, летя на высоте 5-10 метров на самолете «Фоккер», умудрился зацепить телеграфные провода в 140 километрах от Брянского аэродрома. Самолет упал, лихой летчик, к счастью, отделался легкими ушибами.

Серьезнее обстоят дела с проводами у вертолетов. По роду своей деятельности вертолеты значительную часть полетного времени проводят вблизи земной или водной поверхности, в том числе, в условиях города, буквально напичканного электрическими, телефонными, телеграфными проводами, столбами и иными препятствиями.

Одно из самых резонансных летных происшествий в России — катастрофа вертолета Ми-8, на котором летел губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Это произошло 28 апреля 2002 года в районе озера Ойское Буйбинского перевала  Красноярского края, в 50 км от поселка Абакан. Губернатор в сопровождении высокопоставленных чиновников и прессы (всего на борту находилось 17 пассажиров и два члена экипажа) летел на открытие горнолыжной трассы. Перед происшествием полет проходил с огибанием рельефа местности и снижением высоты полета до 50 метров. В связи с ухудшением  погодных условий и затрудненной визуальной ориентировкой, место бортмеханика занял один из пассажиров, который помогал экипажу придерживаться автотрассы. Поздно заметив провода ЛЭП, пилот резко отклонил ручку циклического шага в крайнее положение «от себя», затем в противоположном направлении «на себя». Лопасти несущего винта схлестнулись с хвостовой балкой, практически одновременно вертолет столкнулся с проводами грозозащиты ЛЭП, висящими на высоте 35 метров. Оборванный провод намотался на несущий винт, вертолет потерял управляемость и рухнул на заснеженную землю. 8 человек, включая генерала А. Лебедя, погибли.

Расследование причин катастрофы выявило многочисленные нарушения, допущенные как при подготовке, так и при выполнении полета: отсутствовал точный маршрут полета и прогноз погоды по маршруту, соответственно, на полетную карту маршрут нанесен не был, искусственные препятствия на карту  нанесены не были,  погодные условия не соответствовали требованиям полета по ПВП, не полностью был выполнен штурманский расчет и т.д. Соучастником проводов оказалось преступное (и, к тому же, к сожалению, отнюдь не редкое) человеческое разгильдяйство.

В этом же году 17 сентября в подмосковном Ногинске произошло еще одно трагическое происшествие, связанное с проводами. Вертолет Ка-26,  пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем Владимиром Александровичем Лавровым, летел низко над крышами  девятиэтажек. С одного  из домов взлетела встревоженная стая голубей. Пилот попытался пройти под стаей и направил машину вниз, но вертолет зацепил хвостом телевизионный кабель (металлический трос.), перекинутый с одного с одного дома на другой. Трос намотался на автоматы перекоса и другие детали колонки несущего винта.  Лавров чудом смог дотянуть машину до пустыря. Вертолет упал в нескольких десятках метров от домов, не долетев всего 150 метров до предполагаемого места приземления – одного из микрорайонов Ногинска. От удара топливо в баках загорелось, и произошел взрыв. Все находящиеся на борту 5 человек погибли. В значительной мере происшествие было спровоцировано неправильным выбором места посадки вертолета – в центре населенного пункта, загроможденного различными препятствиями.

Подробный анализ статистических данных о летных происшествиях вертолетов  из-за столкновений с проводами выполнен в отчете FAA 2008 года «Safety Study of Wire Strike Device Installed on Civil and Military Helicopters». За 10 лет, с 1994 по 2003 год в гражданском вертолетном парке  США, попадающем под действие свода федеральных норм 14 CFR Part 91, 133, 135, 137,  при суммарном налете 21712000 часов произошло 1911 инцидентов, из них 320 катастроф, в которых погибло 566 человек. В том числе, из-за столкновений с проводами произошло124  инцидента, 65 катастроф, в которых погиб 41 человек.  Провода явились причиной 6,5% инцидентов; они вызвали каждую одиннадцатую катастрофу, обусловили 13% погибших.

В названном отчете приведены также данные, показывающие эффективность применения на военных вертолетах США системы защиты от проводов WSPS (Wire strike protection system) в виде резаков, установленных в верхней части кабины экипажа и под кабиной. В период 1980-1990 годов на вертолетах армии США происходило порядка 10-20 столкновений с проводами в год. В 2000 годы, после установки WSPS на четвертой части парка, эта цифра снизилась до 2-4, гибель людей прекратилась.

В «Safety Study…» даны краткие сведения о системах, использующих локаторы для обнаружения препятствий: LOAS – Laser Obstacle Awareness System, OCAS – Obstacle Collision Avoidance System, HELLAS – Dornier s Helicopter Laser Radar, EGPWS – Enhanced Ground Proximity Warning System,  Power Line Detector System. Такие или аналогичные системы начинают устанавливать на российских вертолетах. Так, вертолеты Ми-8АМТ и Ми-171 оснащены системой раннего предупреждения близости земли СРПБЗ и системой предупреждения столкновения с землей  HELLAS-W. Улучшение ситуационной осведомленности экипажа достигается отображением картографической, планово-навигационной и аэронавигационной информации, метеобстановки и  профиля земной поверхности по курсу полета, сигнализации об опасной близости земли и наличии близких препятствий.

 В некоторых вариантах опционного оборудования вертолета Ка-32А11ВС устанавливается система предупреждения столкновения летательных аппаратов в воздухе TCAS I, которая работает без поддержки наземных станций управления воздушным движением, а также система  WSPS фирмы “Bristol”, в составе которой три резака и четыре отбойника: один резак, подкрепленный с двух сторон подкосами, установлен по оси симметрии вертолета наверху кабины экипажа для защиты двигателей и колонки несущих винтов (до нижних несущих винтов); два резака установлены в нижней части перед передними стойками шасси; два отбойника установлены перед каждым стеклоочистителем лобовых стекол; два отбойника установлены в нижней части кабины экипажа для защиты от зацепления проводов о подножки кабины.

Помогают избегать опасных столкновений в воздухе различные способы маркировки проводов и других наземных препятствий. К проводам линий электропередачи часто прикрепляют разноцветные надувные шары довольно крупных размеров. Опоры ЛЭП, ветровых электростанций, телебашни оборудуются устройствами сигнальных огней, сила и цветность которых меняются по мере приближения летательных аппаратов. Инженерные умы придумали достаточно способов и средств, чтобы металлический провод, несущий информацию и нужную человеку энергию, был бы избавлен от не лестного ярлыка невольного киллера.

Добавить комментарий

WordPress SEO