ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ

Вертолеты, по идее, не должны между собой сталкиваться. Они не так уж стремительны, хорошо управляемы, ярко освещены и хорошо различимы в любое время суток. Странно, но факт: фигурантами летных происшествий, связанных со столкновениями в воздухе, в последнее время все чаще становятся вертолеты. 4 февраля 1997 года в небе северного Израиля столкнулись два военно-транспортных вертолета СН-53. Погибли 73 военнослужащих Армии обороны Израиля. 18 августа 2005 года юго-западнее Нефтеюганска Тюменской области РФ вертолет Ми-8Т, летевший на высоте 90 метров, столкнулся с грузом, который перевозил вертолет Ка-32 на тросе внешней подвески длиной более 40 метров. Несущий винт вертолета Ми-8Т разрушился, вертолет рухнул на землю, экипаж и один пассажир вертолета погибли. 12 декабря 2011 года на военной базе «Льюис-Маккорд» (Joint Base Lewis-McChord) в штате Вашингтон во время тренировочного полета столкнулись два военных геликоптера OH-58 Kiowa. Все четыре человека, находившиеся на их бортах, погибли. 22 февраля 2012 года во время тренировочного полета около аризонского города Юма столкнулись два вертолета, в результате чего погибли семь военнослужащих Корпуса морской пехоты США. 20 августа 2012 года при выполнении учебного задания вблизи индийского города Джамнагар в штате Гуджарат столкнулись два вертолета Ми-17. Погибли 8 военнослужащих. 17 сентября 2012 года на учебном аэродроме в Калачинском районе Омской области, во время проведения тренировочных полетов Омского летно-технического колледжа гражданской авиации, произошло столкновение двух вертолетов Ми-8 Т. 20 сентября 2012 года в полете вблизи Дамаска вертолет задел хвост пассажирского самолета. Лайнер сумел благополучно приземлиться в аэропорту сирийской столицы, вертолету повезло меньше – он разбился. 21 марта 2013 года в Берлине во время учений столкнулись два полицейских вертолета. Один человек погиб. Трагические происшествия стали возможны из-за сочетания двух факторов: неудовлетворительной визуальной и радио осмотрительности летных экипажей, нечеткой работы диспетчеров УВД. Говоря проще: экипажи, увлекшись выполнением предписанных операций, не смотрели по сторонам, диспетчеры УВД в силу различных причин (в том числе из-за ошибочных данных о нахождении вертолетов) не оповещали экипажи об опасном сближении летательных аппаратов. Для предупреждения подобных летных происшествий Авиационные Правила требуют установки на пассажирских самолетах «Системы преду-преждения столкновений самолетов в воздухе» TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System). Действующая версия системы TCAS II обозревает воздушное пространство вокруг самолета, обнаруживает другие воздушные суда, анализирует полученную информацию, выдает ее экипажу, а в случае возникновения опасности столкновения, предупреждает об этом пилотов и выдает необходимые рекомендации к немедленному действию. Дисплей системы отображает воздушную обста-новку (метки отслеживаемых летательных аппаратов), показывает верти-кальную скорость самолета и рекомендуемые действия. TCAS II использует транспондеры (transponder) — приемопередающие устройства, которые идентифицируют наблюдаемое воздушное судно, следят за его перемещением и, в зависимости от режима работы, могут выдавать различные дополнительные данные, например, скорость, высоту, борто-вой номер (позывные), GPS-координаты. Дальность действия системы до 40 миль. Анализируя полученные данные, компьютер вычисляет прогнозируемые траектории наблюдаемых самолетов, определяет степень опасности каждого из них и выдает консультативные (Traffic Advisory) или обязательные к немедленному исполнению (Resolution Advisory) команды (маневры, обеспечивающие безопасное расхождение самолетов по высоте). Актуальным представляется применение системы предупреждения столкновений и для вертолетов, особенно для тех их них, которые предполагается использовать в городских условиях для срочных операций. Наиболее продвинутые авиационные фирмы оснащают системой TSAR вертолеты, не дожидаясь введения соответствующих требований в Нормы Летной годности. Из западных моделей в этом плане можно указать на геликоптер Bell-430.

Добавить комментарий

Умягчитель бытовой Atoll Excellence l.

WordPress SEO