С ЧЕМ ЕДЯТ ГПМО

С ЧЕМ ЕДЯТ ГПМО

ГПМО – Главный перечень минимального оборудования, за рубежом известен  как MMEL – Master Minimum Equipment List.

ГПМО — эксплуатационный документ.  Он создается для  хозяина воздушного судна, который так загружен работой, что у него нет, буквально, свободной минуты, чтобы заменить какой нибудь вышедший из строя прибор исправным. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, Разработчик, он же держатель Сертификата Типа разрабатывает ГПМО, в котором разрешает быть временно «не задействованными» некоторым компонентам самолета (вертолета), при соблюдении определенных условий.

Если, упаси Бог, с воздушным судном случается авария, связанная с чем то «временно не задействованным», то в прессе, само собой, поднимается страшный шум и растет девятый вал справедливого возмущения —  кто разрешает летать неисправным, блин, самолетам и вертолетам?!

Успокоим граждан – летают самолеты и вертолеты только неисправные, стопроцентная исправность техники возможна только в музеях. Любая домохозяйка знает – абсолютного порядка в доме достичь невозможно.  Главное другое: при любой допускаемой неисправности должен быть обеспечен требуемый уровень безопасности полета.  

ГПМО допускает к эксплуатации летательный аппарат, который в каких- то деталях отличается от типовой конструкции, на которую получен Сертификат Типа. Единственное условие — допущенная к эксплуатации конкретная машина с некоторыми не задействованными единицами оборудования должна удовлетворять требованиям Норм летной годности к данному типу воздушного судно.

Достигается это двумя основными способами.

Применение одного способа  возможно, когда в конструкции заложен заведомо избыточный, по сравнению с Нормами, запас надежности.

Пример. На некотором вертолете, имеющим Сертификат Типа, снабжение двигателей топливом осуществляют 4 топливных насоса, по два в каждом расходном баке.  При отказе обоих насосов в одном расходном баке, питание обоих двигателей переключается на расходный бак с работающими насосами. ГПМО разрешает временную эксплуатацию машины с одним не задействованным насосом, когда аварийная ситуация с остановкой двигателей произойдет только при одновременном возникновении трех независимых отказов, что классифицируется как практически невероятное событие.

Другой способ – ограничение условий эксплуатации.

Пример.   В составе приборов измерения пространственного положения вертолета, сертифицированного по правилам приборного полета, имеются три индикатора углов крена и тангажа. Временно разрешается летать с одним не задействованным индикатором по правилам визуального полета, когда экипаж пилотирует по линии естественного горизонта.

И, все-таки: использование ГПМО снижает исходный уровень безопасности полета? Во втором примере, скорее повышает, так как нехорошие случаи с нарушением пространственной ориентировки происходят большей частью в приборном полете. Эксплуатация с одним неисправным насосом топливного бака теоретически снижает уровень безопасности полета, но на величину очень малую, на «почти ноль», при выполнении требований Норм летной годности.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO