ОПАСНО – ЗЕМЛЯ!

Утром, 16 марта 2013 года, в России, на аэродроме Ханкала недалеко от Грозного при заходе на посадку разбился вертолет Ми-8. При заходе на посадку в условиях сильного тумана пилот допустил столкновение с землей, в результате чего вертолет загорелся и полностью сгорел. Три человека погибли, еще один член экипажа получил ранения.

Возможна и другая ситуация. Прекрасный ясный день. Летит вертолет, его двигатели, все системы работают в нормальном режиме. Трудно представить, что в таких условиях пилот может допустить столкновение машины с земляной или с водной поверхностью. Тем не менее, подобные случаи – отнюдь не экзотика. Они даже получили  обозначение «УС» – случаи Управляемого Столкновения вертолета с поверхностью.

 Американский Национальный совет по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board, NTSB) выполнил анализ 66 случаев УС, произошедших в период  1992 — 2004 годов на газотурбинных,  выполняющих нерегулярные чартерные перевозки вертолетах, которые привели к гибели 124 человек. Оказалось, что аварии по причине УС происходят в самых различных условиях, в любое время суток и в различных метеоусловиях, причем с вертолетами срочной медицинской помощи  — ощутимо чаще ночью и в СМИ.

Помочь пилоту безопасно управлять летательным аппаратом, призваны разработанные в последние десятилетия системы предупреждения приближения к земле: GPWS – ground proximity warning system (система предупреждения о сближении с землей) и EGPWS — enhanced ground proximity warning system (усовершенствованная система).

GPWS работает на основе данных бортового радиовысотомера; она оценивает рельеф местности в направлении полета и предупреждает экипаж о потенциально опасной близости земной поверхности.

EGPWS (российский аналог – система раннего предупреждения близости земли – СРПБЗ) снабжается встроенной и периодически обновляемой базой данных о рельефе местности, включая опасные неровности поверхности или препятствия, которые пилот может не заметить; визуальной и звуковой сигнализацией она предупреждает экипаж о непреднамеренном сближении с землей с учетом этапа полета, времени реакции пилота и скорости летательного аппарата. Голосовое сообщение «Внимание поверхность (препятствие)» или «Опасная поверхность (препятствие» подается,  если ожидаемая траектория полета касается поверхности или препятствия, обозначенных в базе данных.  В дисплее системы  поверхность в зоне действия «Внимание» окрашивается в ярко желтый цвет, когда поверхность начинает представлять опасность, она окрашивается в ярко красный цвет.

С 1 июля 2012 года в России обязательна установка систем СРПБЗ на вертолетах с максимальной взлетной массой свыше 3100 кг, или на борту которых разрешена перевозка более 9 пассажиров, летающих по ППП (ФАП-128, пункт 5.76). Более широкое внедрение СРПБЗ сдерживается отсутствием должным образом оцифрованной базы данных о рельефе местности в некоторых регионах активного использования вертолетов.

По результатам сертификационных испытаний компания «ЮТэйр» устанавливает систему СРПБЗ на вертолеты Ми-8МТВ и Ми-26Т, работающие по контракту с ООН.  В 2012 году успешно завершены испытания системы СРПБЗ  на вертолете Ми-171.

По данным американской компании Honeywell надежность системы  EGPWS подтверждена результатами их применения на самолетах, базирующихся в 10000 аэропортах мира с общим налетом более 800 миллионов летных часов.

Система  EGPWS установлена на геликоптерах Bell 412, 412EP, 430.

Добавить комментарий

WordPress SEO