О ДЕРЕВЕ

Об этом дереве не многим
Счастливый случай выпал знать,
Найти его лишь тот достоин,
Кто любит и умеет ждать!

Эльвира Рейнке

Адам превратился в  HOMO SAPIENCE  благодаря дереву познания в саду Эдема. Так дальше и пошло. Дерево стало двигателем человеческой цивилизации. Похитив и зазевавшегося Зевса огонь, Прометей подарил людям тепло костра, при свете которого можно было читать неандертальские новости и размышлять о вечном. Результатом размышлений стали деревянные стрелы, дротики, бумеранги охотников, мотыги землепашцев. Далее пошли деревянные жилища, челны, лодки, телеги, корабли.

Ели и клены служили «поющим материалом» для создателей знаменитых скрипок Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари.   

Добрейшие папа Карло, а до него старина Джеппетто, вытесали морально устойчивого  Буратино — Пиноккио из соснового полена.

В представленной таблице приведены значения предела прочности δв  и такого «летучего» показателя, как удельная прочность δв/γ , для наиболее распространенных авиационных материалов. Удельная прочность имеет размерность длины, при растяжении она представляет собой длину не разрушаемого под действием собственного веса вертикально подвешенного,  постоянного по сечению стержня.

 

 

Материал

 

Плотность

γ, г/см3

Предел прочности при растяжении

δв, кг/мм2

Удельная прочность при растяжении

δ в/γ, км

Сосна

0,52

10

19

Алюминиевый сплав

(В95)

2,8

50

18

Сталь хромокремнемарганцевая (30ХГСА)

7,8

110

14

Созданное природой дерево по удельной прочности на растяжение превосходит распространенные рукотворные материалы. Дерево не боится так называемых концентраторов напряжений, технологично в обработке, любое деревянное изделие можно изготовить одним инструментом, хоть топором, как это умеет делать знаменитый архитектор и плотник Александр Семочкин из деревни Выра.

Из дерева вырастали первые самолеты. Не случайно, первые самолетные заводы размещались на территории кроватных мастерских или мебель­ных фабрик. Хочешь, мастери кроватку, хочешь – шкаф, в конце концов,  летающую этажерку.

Недостатки дерева как конструкционного материала: оно плохо противостоит сжимающим силам, стареет и гниет, горюче, не водостойко, разбухает, впитывая воду. Поэтому, прежде чем применять в конструкции, дерево подвергают пыткам: разрезают на мелкие доли, пропитывают всевозможными смолами, прессуют. Подобный процесс описал Жюль Верн, рассказывая о корпусе винтокрылого Альбатроса:

 «Не клееная бумага, листы которой пропитаны декстритом и крахмалом, а затем пропущены через гидравлический пресс образует материал твердый как сталь.  Изготовленные из нее блоки, рельсы, колеса для вагонов – прочнее, чем изделия из металла, но зато куда легче».

 Тайну материала фантастического геликоптера унес с собой инженер Робур, но создатели первых летательных аппаратов использовали нечто похожее. 

 Один из самых известных цельнодеревянных самолетов – британский двухместный учебно-тренировочный Авро-504, совершивший первый полет летом 1913 года. Всего таких самолетов было изготовлено в количестве около 9000 экземпляров. Прямоугольного сечения фюзеляж Авро-504 был выполнен из деревянных брусков. Двигатель крепился с помощью стальных труб и профилей.  Силовую основу крыла образовывали три деревянных  бруска, с прикрепленными к ним деревянными нервюрами. Фюзеляж и крыло обтягивались полотном, которое затем пропитывалось лаком.

Человек не благодарен. Божественную красоту и, между прочим, фабрику кислорода,  безжалостно вырубают ради элитных деревянных хижин, и других десятков тысяч приятных человеку видов деревянной продукции. В безжалостной охоте на древесину участвует и геликоптер, сноровисто  вывозя вязанки бревен с лесных горных делянок.

 

Добавить комментарий

где купить обложку для свидетельства о браке.

WordPress SEO