ПЕРСОНЫ

В разработку и улучшение свойств авиационных материалов свою золотую лепту внесли российские

инженеры и ученые.В области металлургии это Павел Петрович Аносов. Он родился в 1799 году в Санкт-Петербурге, получил образование в Горном кадетском корпусе, дослужился до чина генерал-майора Корпуса горных инженеров. В 1824 году Аносов назначен управителем Златоустовской оружейной фабрики, где провел огромное число опытов, направленных на улучшение качества стали. Аносов создал способ газовой цементации железа при переделе в сталь, разработал технологию получения стали из руд в тиглях, заложил научные основы металлографии. Мировую славу принесло Аносову открытие секрета изготовления булатной стали, первые образцы которой были получены на Златоустовском заводе в 1833 году. Павел Петрович скончался в Омске во время служебной командировки 13 мая 1851 года.

Основоположник российского авиационного материаловедения Иван Иванович Сидорин родился 25 февраля 1888 года в Москве. В 1907 году с серебряной медалью окончил коммерческое училище, в 1914 году получил диплом химического факультета Императорского московского технического училища (ИМТУ) по специальности металлургия.  Стал одним из первых работников ЦАГИ, возглавив отдел испытаний авиационных материалов и конструкций (ОИАМ ЦАГИ).  В 1922-1923 годах руководил работами по освоению производства дюралюминия на Кольчугинском заводе. Работы завершились созданием нового материала «кольчугалюминий». В октябре 1922 года был  назначен заместителем А.Н. Туполева в образованной при ЦАГИ комиссии по постройке металлических самолетов.  В 1930-е годы под руководством Сидорина  создана высокопрочная сталь хромансиль. В 1932 году назначен научным руководителем Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), который был создан на базе отдела ОИАМ ЦАГИ. Иван Иванович не избежал не обоснованных сталинский репрессий: в 1938 году его арестовали, направив работать в Химкинскую «шарагу» НКВД. Сняли с него судимость в 1942 году, назначив главным металлургом авиамоторного завода.   В 1946 году вернулся к преподавательской работе в МВТУ, до 1972 года руководил кафедрой. Умер 11 марта 1982 года.

Создатель ряда алюминиевых сплавов, академик РАН  Иосиф Наумович Фридляндер родился 28 сентября 1913 года в городе Андижане Ферганской области (Российская империя). Фридляндер открыл фундаментальные закономерности изменения свойств многокомпонентных алюминиевых систем в зависимости от химического и фазового составов. Некоторые результаты Иосифа Наумовича оформлены как открытия:   диплом на открытие №346 от 12.12.1989 года, «Закономерности увеличения жесткости двухфазных систем»; диплом на открытие №390 от 18.10.1990 года, «Явление повышения прочности и жесткости сплавов системы алюминий–магний–литий с одновременным понижением плотности», («Эффект Фридляндера»). И.Н. Фридляндер умер 30 мая 2009 года в Москве.

 

Один из основателей российского металловедения титана и его сплавов Борис Александрович  Колачев  родился 4 апреля 1928 года в селе Воронцово Кимрского района Калининской  области.  В 1952 году закончил МАТИ им. К.Э. Циолковского.  Защитил диссертации: кандидатскую на тему «Явления, наблюдаемые при кристаллизации металлических расплавов, и некоторые области их применения» (1955 год),  и докторскую на тему «Влияние водорода на структуру и механические свойства титана и его сплавов» (1967 год).  Колачев создал научную школу водородной  хрупкости металлов, изучил и обобщил механизмы развития водородной хрупкости разных видов, разработал способы борьбы с водородной хрупкостью. Профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, действительный член Нью-Йоркской академии наук Б.А. Колачев скончался 22 июня 2007 года в городе Ступино  Московской области.

Разработка стеклопластиковой лопасти – эпизод в биографии Марка Александровича Купфера, диапазон творчества которого простирается от концертной балалайки, до вертолетов военного назначения, за участие в разработке которых он удостоился звания Лауреата Ленинской премии.  М.А. Купферу посвящена глава книги «Матери истории ценен».

Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Александр Павлович Семенов возглавил работы по созданию и внедрению в различные отрасли промышленности  антифрикционного, не требующего смазки металлофторопластового материала и подшипников из них. В 1984 году эта работа отмечена Премией Совета Министров СССР. Впервые металлофторопластовые подшипники были применены на противолодочном вертолете Ка-25, что позволило устранить на вертолете проявления опасных автоколебаний типа «земной резонанс» и сделало возможным первый поход вертолетоносца «Москва» в международные воды.

Добавить комментарий

WordPress SEO