КРЫЛАТЫЕ МЕТАЛЛЫ

К счастью для благородного дерева, век деревянных монопланов оказался недолгим. В 1915  году совершил первый полет цельнометаллический самолет истребитель Юнкерс J.1, фюзеляж которого был изготовлен с применением стальных труб. В модели J.4, выпущенной двумя годами позже, сталь была заменена более легким дюралюминием. Металл прочно оседлал конструкцию фюзеляжа винтокрылых аппаратов. В прессе периодически появляются реляции о процентах замещения в фюзеляже  металла композитом, но  примеров изготовления из стеклопластиков или углепластиков  силовых шпангоутов пока не проглядывается. К тому же металлической конструкции отдают предпочтение, когда латание дыр посредством клепки оказывается технологичней и надежнее, чем использование клеевых соединений. 

Сталь была известна еще хеттам, а вот «крылатый» «дюраль», сочетающий высокую прочность с легкостью, открыт сравнительно недавно. В 1903 году немецкий химик Альфред Вильм (Alfred Wilm) обнаружил, что сплав алюминия с добавкой 4% меди после закалки при температуре 500°C, будучи предоставлен сам себе, при комнатной температуре начинает самопроизвольно становиться более твердым и прочным, не теряя пластичности. Спустя 4 – 5 суток внутренней перестройки сплав достигал предела прочности порядка 37 кг/мм2.  В 1911 году завод Dürener Metallwerke AG выпустил первую партию сплава, названного дюралюминием в честь города Дюрен (Duren), где он был открыт.

Особенности нагружения винтокрылых машин потребовали от их создателей отличных от применяемых в самолете конструктивных решений. Чтобы передать сосредоточенную на малоразмерном участке втулки несущего винта подъемную силу лопастей на другие участки конструкции геликоптера проще структуру, чем пространственная ферма трудно придумать. Наиболее подходящим конструктивным элементом для силовой фермы оказались стальные трубы — достаточно тонкие, жесткие, хорошо работающие как на растяжение, так и на сжатие. Именно поэтому первые фюзеляжи геликоптеров представляли собой нечто похожее на клетки для диких зверей или опасных преступников. Так выглядела экспериментальная двухвинтовая  модель Шарля Ренара,  Жироплан № 1 братьев Бреге, «продольник» Поля Корню, соосный аппарат PKZ-2  Вильгельма Журовца, построенные в 1910 году два соосных аппарата Игоря Сикорского, «Летающий Осьминог» Георгия Ботезата, «Летающий мотоцикл» Ка-8 Николая Камова, совершивший первый полет в 1947 году. Приличную аэродинамическую внешность геликоптер стал приобретать по мере достижения самолетных скоростей. Одновременно силовая схема машины эволюционировала в направлении монокока, когда скелет, как у черепахи, располагается снаружи.

Добавить комментарий

WordPress SEO