ОТКАЗ В ЗАКОНЕ

 

ОТКАЗ В ЗАКОНЕ,

ИЛИ

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ

 

Осетрина не бывает второй свежести…

М. Булгаков

Факт остается фактом, независимо от законов Ньютона и теории относительности: в конструкции летательного аппарата допускаются отдельные неисправности, которые при обнаружении не устраняются и не ограничивают условия эксплуатации.

Летательный аппарат может быть неисправным, но при этом удовлетворять всем требованиям Норм летной годности.

Обеспечить нормируемый уровень безопасности полета летательный аппарат способен даже при не задействовании (не работоспособности) некоторой части из состава оборудования типовой конструкции.

Такое интересное положение возможно в следующих обстоятельствах.

1. В некоторой части оборудования предусмотрено резервирование, избыточное по сравнению с минимальными требованиями Норм летной годности.

Пример: наличие в топливной системе более трех насосов подкачки, если для нормальной работы двигателей силовой установки достаточно одного работоспособного насоса, а одновременный отказ трех насосов является событием практически невероятным.

2. Некоторая часть оборудования не выполняет функции, непосредственно влияющие на безопасность полета.

Пример: громкоговорящая связь для руководства наземными работами.

3. В ограниченном диапазоне ожидаемых условий эксплуатации, исходя из минимальных требований Норм летной годности, некоторая часть оборудования не требуется.

Пример: в теплую погоду система антиобледенения не требуется.

 

При наличии перечисленных обстоятельств, с целью повышения эффективности использования вертолета, разрабатывается и вводится в состав эксплуатационной документации, так называемый  типовой минимальный перечень оборудования (ТМПО), аналог зарубежного MMEL – Master Minimum Equipment List.

Поставленная цель достигается тем, при некоторых дополнительных условиях и ограничениях без снижения допустимого уровня безопасности полета допускается временная эксплуатация вертолета с некоторыми не задействованными единицами оборудования, что дает Эксплуатанту необходимый резерв времени для задействования оборудования, ТМПО не содержит критически важные элементы силовой конструкции вертолета, такие, как лопасти и втулки несущих винтов, детали планера, двигателя, управления и т.д. Данные элементы должны быть исправны в каждом полете.

ТМПО является основанием для разработки отдельными операторами минимальных перечней оборудования (МПО), которые могут учитывать особенности конфигурации оборудования на конкретных воздушных судах и особенности их эксплуатации. МПО не должны включать оборудование, не перечисленное в ТМПО, а также не должны противоречить другим обязательным требованиям. Непосредственное использование ТМПО при подготовке и выполнении полетов возможно только в случае отсутствия МПО (в течение ограниченного времени до принятия собственного МПО эксплуатанта)

Положения ТМПО не освобождают командира летного экипажа от ответственности при принятии решения о возможности полета вертолета с конкретным незадействованным оборудованием. Командир вправе потребовать его задействования, если сочтет, что оно необходимо для обеспечения безопасности планируемого полета в определенных условиях.

Главный перечень минимального оборудования представляется в виде таблиц, включающих в себя все функциональные единицы из состава оборудования, при не задействовании  которых разрешается эксплуатация вертолета.

Применение ТМПО  требует соблюдения положений разделов "Общие положения", "Определения" и указанных в ТМПО  требований, условий и ограничений.

1. "Функциональная единица" (обозначение и наименование, колонка 1).

В колонке указано следующее:

– обозначение (шифр) и наименование функциональной системы по РЭ;

– наименование и обозначение (шифр) функциональной единицы, то есть системы, подсистемы, изделия (единицы оборудования).

2. Срок восстановления (колонка 2)

Применяются следующие буквенные обозначения для сроков восстановления:

Категория A

Функциональные единицы оборудования этой категории должны быть задействованы согласно условиям и ограничениям, оговоренным в колонке 5 ТМПО.

Категория B

Функциональные единицы оборудования этой категории должны быть задействованы в течение трех (3) последовательных календарных дней (72 часов), за исключением  дня регистрации факта не задействования оборудования в документации вертолета.

Например, если событие зарегистрировано в 10 часов до полудня 26 января, то трехдневный интервал начинается в полночь 26 января и заканчивается в полночь 29 января.  

Категория C

Функциональные единицы оборудования этой категории должны быть задействованы в течение 10 последовательных календарных дней (240 часов), за исключением дня регистрации факта не задействования оборудования в документации вертолета.

Категория D

Функциональные единицы оборудования этой категории должны быть задействованы в течение 120 последовательных календарных дней (2880 часов), за исключением дня регистрации факта не задействования оборудования в документации вертолета.

3. "Количество установленных" (колонка 3). Это – количество входящих в состав системы (подсистемы) одноименных функциональных единиц (изделий), установленных на вертолете в соответствующей подсистеме. Указанное число соответствует типовой конструкции вертолета.

4.  "Необходимое для вылета количество" (колонка 4). Это – минимальное количество задействованных функциональных единиц оборудования, обеспечивающее безопасную эксплуатацию вертолета при  соблюдении оговоренных в колонке 5 условий и ограничений.

5. "Пояснения и ограничения" (колонка 5). Данная колонка содержит условия, пояснения и ограничения  к ним, соблюдение которых обеспечивает безопасную эксплуатацию вертолета с оговоренным числом не задействованных функциональных единиц. Эта колонка также содержит соответствующие примечания. Содержащиеся в этой колонке символы (O) и (M) указывают на необходимость выполнения специальных процедур при подготовке к вылету и/или в полете.

Символ «*» в данной колонке означает, что незадействованное оборудование должно быть отмечено специальной надписью или табличкой, информирующей экипаж, что оно не задействовано.

Символ «**» в данной колонке означает, что условия и ограничения, содержащиеся в колонке, должны быть учтены при планировании полетного задания.

6. "Не задействованное " означает не  выполнение данной функциональной единицей своего назначения или  отсутствие данной функциональной единицы в составе оборудования конкретного ВС.

7. Символ (O) указывает на необходимость выполнения  предписанных ограничений летным экипажем.

8. Символ (M) указывает на необходимость специальной процедуры технического обслуживания, которая должна быть выполнена до выполнения полетного задания.

Правильно составленный ГМПО ни на грамм не снижает летную годность летательного аппарата, не нарушает требования Норм летной годности. 

Добавить комментарий

WordPress SEO