ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ,

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ,

В ЧЕМ ФИШКА?

 

Не  могу умолчать и не  терплю

когда ученые  неправильно мыслят в уме своем…

 

А.П. Чехов

Письмо ученому соседу.

Извлечения из "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ" (в ред. Приказа Минтранса РФ от 30.11.1995 N ДВ-130):

11.1.6. Авиационная техника признается пригодной к ТОиР по состоянию, если исчерпывающе задан практически необходимый комплекс ее диагностических параметров, существуют штатные контрольно-измерительные средства и технология достоверного определения прочностных и функциональных характеристик АТ, запасов ее работоспособности на всех этапах ТЭ, обеспечен достаточный уровень эксплуатационной технологичности, позволяющий в экономически приемлемые сроки восстанавливать исправность и работоспособность АТ в условиях регулярной эксплуатации.

11.3. Обслуживание с контролем уровня надежности

11.3.1. Техническое обслуживание с контролем уровня надежности применимо для изделий, отказы которых не оказывают прямого влияния на безопасность полетов. Такие изделия могут использоваться без ограничения ресурса (срока службы).

11.3.2. Порядок, технология контроля уровня надежности и правила принятия решений о режимах ТОиР изделий, эксплуатируемых с контролем уровня надежности, определяются ЭД для изделий конкретного типа.

11.3.3. Анализ уровня надежности изделий АТ производится в типовом случае специализированным подразделением ИАС (подразделение диагностики технического состояния АТ и его производственно-функциональные аналоги). На специалистов указанного подразделения возлагают функции ведения учетно-аналитической документации по надежности изделий, систематизации статистической информации, ее обработки, анализа и интерпретации. Они несут ответственность за своевременное выявление тенденций в изменении уровня надежности соответствующих изделий и формирование эффективных мер профилактики на основе установленных ЭД правил принятия решений.

Очень все подробно сформулировано.  «Исчерпывающе задан», «комплекс диагностических параметров»…  Научно и основательно. Только зачем?

Если отказы «не оказывают прямого воздействия на безопасность полета», зачем с ними так возиться? Отказал резервный авиагоризонт, ничего опасного не случилось, замени на исправный, летай дальше. Цель статистической обработки?  Дело даже не в том, что это стоит сил и средств. Никакое подразделение ИАС, будь оно трижды специализированным, не сможет «своевременно выявлять тенденции и изменение уровня надежности соответствующих изделий…» по очень простой причине – малого объема статистической информации. Наработка на отказ современных авиационных изделий лежит обычно в диапазоне значений 10 – 100 тысяч часов. Годовой налет парка вертолетов большинства эксплуатационных подразделений до этих цифр сильно не дотягивает. Вообще то, оценка эксплуатационных показателей вертолетов необходима, хотя бы в качестве справочных данных для анализа надежности и безопасности на этапе проектирования. Однако решение этой задачи под силу лишь достаточно мощному государственному учреждению, куда поступала бы информация от всех, или, хотя бы, от значительной части действующих в стране эксплуатационных подразделений.   

На самом деле и в нашей стране, и за рубежом большая часть изделий из состава оборудования вертолетов давным-давно эксплуатируется по состоянию – до отказа или до предотказного состояния. Причем на «еврокоптерах» и «сикорских» до отказа эксплуатируется практически все, за исключением критических компонентов, которым установлены ограничения летной годности. В российской практике преобладает более осторожный подход: к эксплуатации по состоянию до отказа допускаются только  такие изделия, отказ которых в полете не приводит к особой ситуации  тяжелее усложнений условий полета. Для остальных изделий устанавливаются ограничения по наработке, и/или по сроку службы, и/или по числу взлетов-посадок.

Если в реальной жизни все так прекрасно и замечательно, зачем автор тревожит перо и бумагу?

На самом деле наличие не нужных мудреностей в  нормативно-технической литературе не столь безобидно. Ведь так просто и заманчиво прописать их в тактико-технических требованиях к вновь разрабатываемому летательному аппарату. Малоплодотворные дискуссии на эту тему отнимают отнюдь не лишние силы и время.

Добавить комментарий

WordPress SEO