ИСПРАВНЫЙ ВЕРТОЛЕТ?

ИСПРАВНЫЙ ВЕРТОЛЕТ?

…похож на исправный.

Как две капли воды.

М. Жванецкий

Если бы право разрешать полет принадлежало человеку, обладающему суммой таких добродетелей, как свойственное британским законникам знание действующих положений, как немецкая убежденность в необходимости неукоснительного исполнения предписанного порядка и как русская неподкупность пострадавшего за службу таможенника, то вряд ли какой летательный аппарат оторвался бы от грешной земли, пугая небесных обитателей и создавая лишнюю угрозу жизни и здоровью находящимся на его борту людям.

Из «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (в редакции Приказа Минтранса РФ от 30.11.1995 N ДВ-130):

«К полетам допускают только исправные ВС, имеющие достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы, отвечающие техническим условиям, прошедшие установленную соответствующими документами (ЭРД) проверку и подготовку.

Воздушное судно считают исправным при условии, что:

— планер, двигатели и комплектующие изделия имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.);

— на судне выполнено очередное ТО, предусмотренное регламентом, устранены неисправности и их последствия;

— оформлена производственно-техническая и пономерная документация, исправность судна подтверждена подписями соответствующих должностных лиц в карте-наряде.

. Исправное ВС считают готовым к вылету при условии, что:

— планер, двигатели и комплектующие изделия имеют достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы;

— ВС заправлен ГСМ, газами, специальными жидкостями, снаряжен всеми необходимыми компонентами, в соответствии с заданием на полет и требованиями РО, РЭ и РЛЭ;

— выполнены и оформлены подписями в карте-наряде работы по обеспечению вылета;

— ВС передано экипажу с оформлением приемо-передачи подписями в карте-наряде и бортовом журнале».

В приведенном извлечении из нормативного документа интересно то, что постулируется приоритет  не самого понятия исправности, а того, что считается исправностью. «На судне выполнено очередное ТО, предусмотренное регламентом, устранены неисправности» — судно исправно. Неважно, что какое-нибудь не очередное ТО, не предусмотренное регламентом, может выявить дополнительную порцию неисправностей. Исправность подтверждена подписями…

Все, даже Михаил Жванецкий, понимают, что такое исправность. И, все-таки.

Обратимся к такому авторитетному источнику, как государственный  стандарт.

ГОСТ 27.002-89 «НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ. Термины и определения», пункт 2.1.:

«Исправное состояние. Исправность.  Good state – Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической  и (или) конструкторской (проектной) документации».

Закон суров, но он закон. Любая царапинка на фюзеляже, не предусмотренная «нормативно-технической  и (или) конструкторской (проектной) документацией» – неисправность. Правда, сомнительно, чтобы какое нибудь более или менее сложное изделие может существовать в нашем бренном мире без единой царапины.

Хорошо, Россия — страна богатая и обильная. Можно найти ГОСТ на любой вкус.

Изысканный вкус приводит к ГОСТ Р 53480-2009. НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ.  Термины и определения, 69.

«неисправность: Состояние изделия, характеризующееся неспособностью выполнить требуемую функцию, исключая такую неспособность во время профилактического технического обслуживания или других запланированных действий или из-за нехватки внешних ресурсов».

Как сказал Лис в сказке Экзепюри, «Нет в мире совершенства». Этот ГОСТ ставит загадки: что такое «другие запланированные действия»? Что такое «внешние ресурсы»? Возможно, мелочи, придирки. Главное – другое. В этом более позднем  нормативном документе понятие неисправности связывается со свойством работоспособности, практически отождествляется с понятием отказ, который в этом же стандарте, п. 49 определяется как «потеря способности изделия выполнять требуемую функцию»

 Кому верить? Как сказал сифилитик в Оптимистической трагедии: «И мне не верь!». Тем более, что ГОСТ 1989 года никто не отменял.

Действующая нормативно-техническая документация допускает эксплуатацию с довольно обширным перечнем неисправностей.

Взятый из технологической карты пример не требующих устранения повреждений конструкции стеклоуглепластиковой лопасти:

— вмятины на поверхности хвостовой секции глубиной до 0,5 мм площадью до 10 см2, если их суммарная площадь на каждой поверхности секции не превышает 20 см2 (кроме секции стреловидной законцовки);

— вмятины на концевых обтекателях, на оковках и комлевой нервюре глубиной до 0,5 мм;

—  не проклей между оковкой и резиной, не выходящий на кромки оковки, суммарной площадью не более 10 см2, или отклей, выходящий на кромки оковок, площадью не более 0,5 см2.

—  расклей между обшивкой хвостовой секции и заполнителем, если площадь любого из них не превышает 5 см2, а количество их не более двух на каждой поверхности секции (кроме секции стреловидной законцовки);

— выкрашивание резинового вкладыша между хвостовыми секциями на глубину до 20 мм от задней кромки лопасти по хорде;

— смещение кромок соседних хвостовых секций ("ножницы") до 4 мм;

— коррозия на оковках;

— трещины в лакокрасочном покрытии.

Впечатляет.

Кроме явных, обнаруженных и не устраненных неисправностей в функциональных системах возможно наличие так называемых «спящих» или «латентных» отказов, которые выявляются только в ходе специально организованных проверок, обычно при регламентных работах большой периодичности.

В свете сказанного, вряд ли можно говорить о возможности нахождении в эксплуатации полностью исправных самолетов и вертолетов, особенно в терминах ГОСТ27.002-89. Это и не требуется. Требуется одно – летательный аппарат должен удовлетворять требованиям летной годности, обеспечивать нормируемый уровень безопасности полета.

Летательный аппарат не обязательно должен быть исправным. Он должен быть «летно-годным».

Не плохо бы иметь соответствующий ГОСТ – на заметку Федеральному Агентству по техническому регулированию и метрологии. 

Добавить комментарий

WordPress SEO