АДМИРАЛ СЕРГЕЙ ГОРШКОВ — ВИКРАМАДИТЬЯ

 

АДМИРАЛ СЕРГЕЙ ГОРШКОВ —

ВИКРАМАДИТЬЯ

 

«В прошлом нашего флота, богатом событиями и великими именами, нет другого примера, когда бы в одном лице столь удивительным образом сочетались три выдающихся таланта: флотоводца, администратора и военного мыслителя»

 

Главком ВМФ России,

В.В. Высоцкий

 

Адмирал Сергей Горшков, потомок крепостных крестьян, мастеров- плотников Владимирской губернии России.

Царь Викрамадитья, один из самых знаменитых царей в истории  древней Индии.

 Эти разделенные временем и пространством имена соединил могучий корабль, авианесущий крейсер, разработанный и построенный русскими корабелами.

Изначально корабль  проекта 1143.4 назывался «Харьков», затем «Баку». Проектировался он под руководством главного конструктора Невского Проектно-Конструкторского Бюро  Василия Федоровича  Аникеева.  В постройке корабля приняло участие около 400 заводов страны, собрали его на стапелях Черноморского судостроительного завода № 444 в Николаеве.  Спущен на воду 31 марта 1982 года, зачислен в списки  ВМФ СССР 17 февраля 1987 года.

Характеристики и возможности довольно внушительные: полное водоизмещение 44500 тонн, габариты 273х53х60 м, мощность силовой установки 200 000 л.с., максимальная скорость хода 32,5 узла, экипаж 1665 человек. В составе авиационной группы 16-20 вертолетов, в том числе 10-16 Ка-27ПЛ, 4 Ка-27РЛД и 2 Ка-27ПС или Ка-27ДЦ.

С 4 октября 1990 года в честь и в память прославленного флотоводца крейсер стал именоваться «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Сергей  Горшков родился 26 февраля 1910 года в городе Каменец-Подольский.  С 1912 по 1926 год жил и учился в Коломне.  После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. В 1927 году, не завершив обучение в университете, поступил в Ленинградское Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе  (ныне это Санкт-Петербургский военно-морской институт Петра Великого). После окончания в 1931 году училища Горшков получил назначение на Черноморский флот штурманом эскадренного миноносца. После перевода на Тихоокеанский флот продолжил службу штурманом на минном заградителе.

В 1937 году Горшков окончил курсы командного состава ВМФ и получил звание капитана 3-го ранга. Участвовал в боевых действиях у озера Хасан.

В годы Великой Отечественной войны  Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант. В октябре 1941-го Горшков  назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре того же года корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила немецкую армию перейти к обороне под Севастополем. В сентябре 1944 года Горшков получил звание вице-адмирала, а в январе 1945 года назначен командующим эскадрой Черноморского флота. В ноябре 1948 года он стал начальником штаба, а в августе 1951 года — командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 года Горшкову присвоено звание адмирала. В течение 30 лет, с 1956 по 1985 год,  он исполнял обязанности главкома ВМФ СССР.  Горшкову принадлежит великая заслуга  организации океанского ракетно-ядерного атомного флота.  

Горшков обладал твердым и волевым характером, никогда не менял своих решений. Адмирал флота Н.Д. Сергеев по этому поводу как то сказал: "Наш главком, как самолет, — заднего хода не имеет". В то же время Горшков внимательно относился к предложениям специалистов, направленных на создание новых образцов корабельной техники и вооружения.

Неоценим вклад Горшкова в дело становления корабельной авиации и авианесущего флота. Его твердая позиция обеспечила первую «прописку» вертолета Ка-15 на кораблях одиночного базирования. В 1958 году он утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта 1123, в соответствии с которым были созданы вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», имевшие условия для базирования вертолетов Ка-25.   

С.Г. Горшков умер 13 мая 1988 года. В завещании детям и внукам он написал:

«Я никогда не перед кем не заискивал и не искал протекций. Всё, чего я добился в своей жизни, — это заслужено честным и упорным трудом во имя блага и процветания России…».

Боевая служба крейсера «Адмирал Горшков», увы, оказалась недолгой. В начале 90-х годов в Средиземном море крейсер осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр», принимал участие в учениях по высадке морского десанта, вертолеты Ка-27 совершали по тысяче и более полетов в год. Однако,  в связи с происходящими в СССР социально политическими катаклизмами уже в 1994 году начались переговоры о продаже корабля ВМС Индии. В июле 1999 года авианесущий крейсер был отбуксирован в Северодвинск для модернизации. 5 марта 2004 года крейсер был исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, спущен Андреевский флаг. Летом 2013 года доработанный корабль прошел ходовые и летные испытания с участием вертолетов Ка-28. В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась передача бывшего крейсера «Адмирал Горшков» в состав ВМС Индии  в качестве авианосца «Викрамадитья».

 7 января 2014 года «Викрамадитья» завершил переход из Северодвинска к месту постоянной дислокации на военно-морской базе Карвар у побережья индийского штата Карнатака. На индийском корабле будут базироваться до 8 вертолетов Ка-28, один вертолет радиолокационного дозора Ка-31.

Добавить комментарий

WordPress SEO