США

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

Спроса создать нельзя.

Но можно создать условия,

 которые вызовут спрос.

О. Генри

Настало время перевести морской вертолет из статуса БОМЖ в полноправного члена корабельной команды, со своим жилищем, кубриками и образцовым питанием для летного экипажа. В качестве базы для решения задачи американские моряки выбрали эскортный авианосец времен Второй мировой войны: демонтировали с него аэрофинишеры, катапульту, другую самолетную утварь, оборудовали кубрик  на 1000-1500 морских пехотинцев, установили лифты и краны, создав условия для базирования до 20 геликоптеров S-55 «Чикасоу» (Chickasaw). S-55 успели проявить себя в Корейской войне, в 1955 году участвовали в операции «Дип Фриз» (Deep Freeze), обеспечивая арктическую экспедицию. Оснащенные поплавками для посадки на снег, геликоптеры с военных ледоколов перевозили различные грузы и людей на материк.

Переоборудованный корабль получил название «Тетис Бэй» (Thetis Bay) – он вступил в строй в 1956 году и стал первым в истории специализированным десантным вертолетоносцем.  

В 1959-1961 годах в десантные вертолетоносцы были переоборудованы три тяжелых авианосца типа «Эссекс» (Essex): «Боксер» (Boxer), «Принстон» (Princeton) и «Вэлли-Фордж» (Valley Forge). Эти корабли имели водоизмещение около 38000 тонн, скорость до 33 узлов и большую дальность плавания. На них могло размещаться около 1200 морских пехотинцев и до 30-40 геликоптеров S-55 и S-58, одновременно могло взлетать до 18 машин.

Первыми специально спроектированными и построенными американскими вертолетоносцами стали корабли типа «Иводзима» (Iwo Jima class) со следующими параметрами: полное водоизмещение 18000 тонн; габариты 183,6 м х 25,7 м, осадка 8 м, паротурбинная установка мощностью 22000 л.с., скорость 23 узла.  Вооружение: восемь 76-мм универсальных орудий (часть из них заменена на ПУ ЗУР «Си Спэрроу» с восемью ракетами каждая); в 1982 году добавлено по два 20-мм 6-ствольных автомата "Вулкан-Фаланкс". На корабле размещались до 30 геликоптеров и до 2000 солдат с полным вооружением. Полетную палубу "Иводзимы" отнесли от водной поверхности на 15 метров, разместили на ней восемь взлетно-посадочных площадок, пригодных для базирования самых тяжелых геликоптеров того времени. Геликоптеры и различные грузы массой до 17 тонн поднимались из ангаров бортовыми лифтами.

Эти корабли обеспечивали высадку подразделений морской пехоты с помощью средних и тяжёлых транспортно-десантных вертолётов типа CH-46 и CH-53.

 Всего построено семь кораблей:

Название

Номер

Спущен

В строю

Списан

Иводзима (Iwo Jima)

LPH-2

17.09.1960

26.08.1961

24.09.1993

Окинава (Okinawa)

LPH-3

19.08.1060

14.04.1962

17.12.1992

Гуадалканал (Guadalcanal)

LPH-7

16.03.1963

20.08.1963

31.08.1994

Гуам (Guam)

LPH-9

22.08.1965

16.01.1965

25.08.1998

Триполи (Tripoli)

LPH-10

31.07.1965

06.08.1966

15.09.1995

Новый Орлеан (New Orleans)

LPH-11

03.02.1968

16.11.1968

23.10.1998

Инчхон (Inchon)

LPH-12

24.05.1969

20.06.1970

24.05.2004

Появление новых  разнообразных видов оружия, в том числе самолетов вертикального взлета и посадки, вызвало к жизни корабли широкого профиля применения. В 1973 году на воду сошел универсальный десантный корабль «Тарава» (Tarawa LHA — Landing Helicopter Assault), в доковой камере которого размерами 82 х 23,8 м могли базироваться до 30 геликоптров типа CH-46 Sea Knight, CH-53 Sea Stallion, UH-1N Twin Huey, AN-1Y Sea Cobra, а также самолеты вертикального взлета и посадки типа «Си Харриер» (Sea Harrier). Специальная площадка предназначалась для 40 плавающих гусеничных транспортера, в каютах размещалось до 2000 солдат морской пехоты.  Работа лифтов, погрузчиков и транспортеров была полностью автоматизирована. 

Данные  «Тарава»: полное водоизмещение 38760 тонн, габариты 250 х 32,5 м, осадка 7,8 м, две паротурбинные установки общей мощностью 70000 л.с., максимальная скорость 24 узла. Вооружение: три 127-мм универсальных орудия, шесть 20-мм автоматов, две ПУ ЗУР "Си Спэрроу" (по 8 ракет), 30 тяжелых десантных вертолетов. В составе экипажа 1067 человек, включая 58 офицеров.  Корабль способен перевозить до 5000 тонн груза, два-три средних или до 17 малых плашкоутов.

Построено пять единиц: "Тарава" (Tarawa, спущен на воду в 1973 году), "Сайпан" (1974, Saipan), "Белло Вуд" (1977,  Bois Belleau), "Нассау» (1978, Nassau) и "Пелелиу" (1978, Pelelyu).

Несколько более мощными стали  универсальные десантные корабли серии  «Уосп» (Wasp), которые начали поступать в строй с 1989 года.  При проектировании «Уосп» использованы основные архитектурно-технические решения, примененные на кораблях «Тарава».  «Уосп» имеют восемь палуб, три из которых простираются на всю длину корабля. Самолетно-вертолетный ангар длиной около 113 м и высотой 8.4 м располагается в носовой части. На полетной палубе находится взлетно-посадочная площадка, позволяющая производить одновременный взлет шести машин с левого борта и трех – с правого. Подачу летательных аппаратов из ангара осуществляют два палубных подъемника. Погрузка с пирса на корабль производится через два бортовых лацпорта, расположенных на уровне шестой палубы, или с верхнего яруса с помощью шести специальных элеваторов.

Данные корабля: полное водоизмещение 40500 тонн, габариты 257, 3 х 42, 7 м, две паротурбинные установки общей мощностью 70000 л.с., скорость до 24 узлов. Вооружение: три установки 20-мм автоматов "Вулкан-Фаланкс", две ПУ ЗУР "Си Спэрроу". Вместимость: 1870 человек, до 5000 тонн груза, десантные катера и плашкоуты. В состав авиационной группы входят 30-32 одиннадцатитонных геликоптера СН-46 Sea Knight и 6-8 самолетов вертикального взлета и посадки AV-88, или до 46 геликоптеров  СН-46, или до 20 самолетов AV-88.

 Построено и введено в строй восемь единиц.

В 2004 году на корабле «Уосп» проводились летные испытания конвертоплана V-22 «Оспри» (V-22 Osprey). 

Добавить комментарий

WordPress SEO