СТЕРЕЧЬ МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ

СТЕРЕЧЬ МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ

 

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полуденном…

 

Песнь индийского гостя

 

К реальным и фантастическим обитателям морских глубин человек постарался добавить рукотворные чудища.

"Наутилус"  благодаря могучей силе своего стремления вперед прошел сквозь корпус корабля так  же легко, как иголка парусного мастера сквозь парусину».

Фантастический «Наутилус» Жюль Верна разрезал преследующий его военный корабль тараном. Эпизод самозащиты. Чудесный подводный красавец служил для капитана Немо исследовательской лабораторией, инструментом познания подводного мира, убежищем от несправедливостей земной жизни:

«Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается …».

Книга «Двадцать тысяч лье под водой» увидела свет в 1869 году. Первый проект подводной лодки появился тремя столетиями раньше. В 1578 году бывший канонир Королевского флота Ульям Борн (William Bourne) получил патент на колесную конструкцию весельного привода, предназначенного для деревянной подводной лодки. В 1605 году аппарат испытывался на речке, но, увы, его гребные колеса увязли в водорослях.

В 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelius Jacobszoon Drebbel), используя работы Уильяма Борна, строит для британского флота подводную лодку из дерева, обтянутого кожей. В течение последующих четырёх лет он строит ещё две субмарины, каждый раз увеличивая размеры. Сохранились описания публичных демонстраций возможностей корабля: в присутствии короля Якова I и нескольких тысяч лондонцев Дреббель погружался и всплывал в водах Темзы. Его творение могло оставаться под водой в течение нескольких часов, чему способствовало применение химической регенерации воздуха. Лодка брала на борт до 16 пассажиров, она плавала под водой от Вестминстера до Гринвича и обратно на глубине 12-15 футов (4-5 метров), однако не смогла вызвать энтузиазма в Адмиралтействе, и никогда не использовалась в боевых действиях.

В 1776 году «Черепаха» американца Давида Бушнелла пыталась взорвать миной вражеский корабль.

Через тридцать лет француз Роберт Фултон не смог придумать более благородной доли для своего корабля «Nautilus».

В 1864 году американская подлодка «David» взорвала-таки адмиральское судно  «Housatonic». Притом погибла сама.

 

 

«Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем, и сделает порядочный переполох в морских сражениях»

 — так отозвался о подводной лодке русско-польского изобретателя Степана Карловича Джевецкого великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. 29 января 1880 года Джевецкий, управляя своим подводным аппаратом с педальным приводом, проплыл под шлюпкой, где находился великий князь, а затем взорвал миной мишень. Субмарина Джевецкого стала первой в мире подводной лодкой, которая стала изготавливаться серийно.

В 1885 году Джавецкий оснастил подводную лодку работающим от аккумулятора электрическим двигателем – так возникло новое направление в подводном судостроении. Джавецкий известен также как конструктор воздушных винтов, как автор методов их расчета и один из основателей воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

В 1900 году на вооружение военного флота США приняли подводную лодку «Холланд»  (проект Holland-VIR) конструкции Джона Филлипа Голланда. Такая лодка имела двигатель  внутреннего сгорания, а также питающийся от аккумулятора электродвигатель.

В России подобные лодки типа «Сом» строились в 1904-1905 годах, причем корпуса делали из отечественных материалов, а оборудование закупали в США.

Со временем подводные хищники становились все изощреннее, начали действовать на расстоянии, обзавелись гидролокаторами, радарами, средствами связи, дальнобойными торпедами. Не в столь давнем прошлом, в отдельные месяцы второй мировой войны торпеды субмарин командующего подводным флотом нацисткой германии Карла Дёница пускали на дно десятки союзнических кораблей общим водоизмещением до полумиллиона тонн. Ну и гибли сами, за милую душу.

Дьявольское торпедное оружие меркнет в сравнении с достойными лучшего применениями изысками цивилизации. Подводные лодки с атомным двигателем, обеспечивающим практически не ограниченное по времени автономное плавание, оснащаются запускаемыми из-под воды баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В пределах действия незаметно подкравшейся к берегу Ледовитого океана американской субмарины «Огайо» (24 ядерные ракеты «Трайдент» с 8 боеголовками каждая) может оказаться вся великая Россия.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO