СПАСЕНИЕ МОРЯКОВ ПОДЛОДКИ К-19

СПАСЕНИЕ МОРЯКОВ ПОДЛОДКИ К-19

Утром 24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота пришла шифровка: «В Северной Атлантике терпит бедствие атомная подводная лодка. На борту пожар. Есть человеческие жертвы».

Лодка К-19 шла у берегов США на глубине 120 метров, когда прозвучал сигнал тревоги:  «Пожар в девятом отсеке!»

Бедствие началось с того, что загорелся электроприбор. Из-за жары лопнула магистраль высокого давления, в очаг пожара хлынул кислород. Через систему вентиляции пожар перекинулся в отсек, где был расположен пульт управления силовой установкой. Реактор пришлось заглушить, лодка лишилась электроэнергии…

Многие моряки погибли прежде,  чем субмарине удалось всплыть.

Первыми у места аварии оказались американские разведывательные самолеты «Орион». Российский сухогруз «Ангарлес» подошел на вторые сутки. Однако 8-бальный шторм не позволил кораблю эвакуировать с подводной лодки оставшихся в живых моряков.

Спасательные работы начались с подходом к месту трагедии больших противолодочных кораблей одиночного базирования «Вице-адмирал Дрозд» и «Кронштадт» с вертолетами Ка-25 на борту. В полную силу спасательная операция развернулась 10 марта, когда из далекой Греции подоспел вертолетоносец «Ленинград».

Море продолжало штормить с силой 6-8 баллов, мешали  снежные заряды, скорость ветра доходила до 100 км/ч, превышая все допустимые для взлета значения. Тем не менее, вертолеты взлетали. «Ленинград» помогал летчикам уменьшить встречный поток воздуха, направляя свое движение за ветром.

Командир вертолета Ка-25 полковник Виктор Александрович Филин вспоминал:

«Самым трудным были прием людей из рубки подводной лодки и опускание их  на корабль – из за малейшей ошибки летчика страховочные поясные ремни могли повредить позвоночник спасаемому…  Во время буксировки лодки даже с минимальной скоростью 1,5 узла лопались стальные канаты. По этой причине девять раз меняли буксировочные стальные концы, пеньковые же, напротив, держали.  На переходе закончились продукты, и самолеты, прилетавшие с Севера Союза, сбрасывали в бушующее море контейнеры с продуктами, медикаментами, ЗИПом, тросами, а вертолеты подбирали их из воды».

 Вертолеты Ка-25   совершили  176 полетов, перевезли 44 тонны груза, спасли 12 человек.

18 марта поврежденная подводная лодка была доставлена в Североморск.

За высокий профессионализм, мужество и отвагу особо отличившиеся летчики были награждены орденами и медалями.

Добавить комментарий

WordPress SEO