СХВАТИТЬ ПОДВОДНОГО ХИЩНИКА ЗА ЖАБРЫ

СХВАТИТЬ ПОДВОДНОГО ХИЩНИКА

ЗА ЖАБРЫ

 

— Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра…

 

А.П. Чехов

 

Согласно третьему закону Ньютона силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по модулю и противоположны по направлению.

Действие равно противодействию.

То, что подтверждается строго математически для материальных точек, с точностью инженерного смысла справедливо и в других сферах. Возьмем, к примеру, дуэль надводного и подводного кораблей.  Крейсер, оснащенный мощным вооружением и чувствительной аппаратурой, способен обнаружить находящуюся на значительном удалении  подводную лодку и жахнуть по ней торпедой. Но и подводная лодка способна на подобное. И поразить надводный корабль она может не только торпедой, но, допустим, и ракетой, запущенной из-под воды. Оба названных материальных тела находятся в одной материальной среде и обладают близкими возможностями и по скорости хода, и по способности установления контакта, и по способности поражения. Так что гарантированного преимущества ни один из дуэлянтов не имеет, сегодня побеждает один, завтра другой.

Положение меняется, когда взаимодействующие тела находятся в разных сферах. 

Летательные аппараты могут «увидеть» подводную лодку при помощи различных устройств, которые сбрасываются в море, плавают или тонут, но всегда сканируют толщу воды и подают сигналы. Подводная лодка, по крайней мере, пока, не способна загрузить подобными устройствами воздушный океан.

Функционирующее механическое устройство шумит, разогревается, выделяет продукты своей жизнедеятельности, влияя тем самым на окружающую среду. Образует физические поля: гидроакустическое, магнитное и электромагнитное, гидродинамическое, электрическое, оптическое, химическое.  Соответственно физическим полям разрабатываются реагирующие на них датчики: акустические, магнитометрические, радиолокационные, газовые, тепловые, электрические, оптические и т.д.

Наиболее распространен акустический способ обнаружения находящихся в водной среде кораблей. Звук распространяется в воде со скоростью около 1500 м/с  на значительные расстояния. Акустика позволяет обнаружить подводную лодку на любой глубине, в любое время суток при любых погодных условиях. В то же время любой способ имеет ограничения.  Некоторые гидрологические условия моря могут сделать подводную лодку акустически невидимой. По возможностям обнаружения подводных лодок вертолеты, по сравнению с самолетами, примерно, то же, что «плотник супротив столяра». Благодаря своей способности зависать над определенной точкой водной поверхности, противолодочные вертолеты применяют не только пассивные или активные датчики-буи, но и эффективные опускаемые под воду гидроакустические станции. Так, ГАС ВГС-3 на вертолете Ка-27ПЛ, обнаруживает подводную лодку посредством посылки зондирующих импульсов и последующего приема отраженных сигналов, а также путем прослушивания шумов лодки. Станция обеспечивает возможность ненаправленного излучения звуковой энергии и направленного кругового приема сигналов акустической антенной, реализуя семь способов работы: шумопеленгования, эхопеленгования, ручного сопровождения, автоматического сопровождения, полуавтоматического сопровождения и контроля. Пеленг на цель определяется по фазовому сдвигу принятых сигналов. Обработка принятых сигналов, отображение обстановки и установление контакта с подводной лодкой осуществляется вычислительной системой, находящейся на борту вертолета. Установив контакт с подводной лодкой, вертолет либо передает полученные данные на корабль базирования, либо зовет на помощь другие ударные вертолеты, либо, при наличии собственных средств поражения, атакует противника сам.

Вертолет используется в системах освещения подводной обстановки (СОПО): обширных  быстро развертываемых полей акустических антенн, установленных на огромных пространствах мировых океанов и вблизи стратегически важных берегов.

Винтокрылый аппарат – последнее слово авиации – наиболее универсальный, неотвратимый и эффективный воздушный меч возмездия. Пока вертолет не способен нести атомный двигатель,  радиус его действия ограничен несколькими сотнями километров. Потому так нужна пара корабль-вертолет.

Боевое содружество кораблей и противолодочных вертолетов гаранирует: когда потребуется, любой сколь нибудь  опасный подводный хищник будет схвачен за жабры и обезврежен.

С внедрением корабельной авиации плодотворная дебютная идея интеграции водной и воздушной техники  получает логическое завершение: у флота теперь есть вертикальное измерение не только вверх, но и вниз, в толщу мировых вод.

Добавить комментарий

WordPress SEO