САМОЛЕТ УХОДИТ В ВОДУ

САМОЛЕТ УХОДИТ В ВОДУ

 

Самурай холоден, как его меч,

хотя и не забывает огня,

в котором этот меч был выкован.

 

Грозное оружие – подводная лодка.  Грозное оружие самолет. Подводная лодка, оснащенная самолетом – очень грозное оружие.

Однако всякий гибрид наследует не только достоинства, но и недостатки своих родителей. Недаром в русском народном языке гибриды некогда назывались «ублюдками». Долгое время идея скрещивания субмарины с самолетом продвигалась ни шатко, ни валко, ни на сторону. Первыми эту идею ухватили немцы. 6 янваpя 1915 года гидpоплан   «Фридрихсгафен» (Friedrichshafen FF 29a) был водружен на палубу субмарины U-12. Осенью 1917 года в Геpмании испытали гидроплан «Бранденбург» (Hansa-Brandenburg W), пpиспособленный для хpанения непосредственно на боpту дизельной подводной лодки.

Пока в секретных лабораториях морских держав разрабатывали технологию запуска самолета с подводной лодки, японские адмиралы решили взять быка за рога. Уже в 1932 году была построена японская субмарина I-2, на которой имелся герметичный ангар для хранения единичных самолетов типа «Каспар» U.1 (Caspar U-1) — немецкого самолета 20-х годов. В 1935 году в парк подводных авианосцев Японии вошла лодка I-6, приспособленная под перевозку самолета-разведчика типа «Ватанабе» Е9W (Watanabe E9W).

 В 1939 году года японский флот получил на вооружение подводные лодки, ангар которых вмещал по два самолета типа  Yokosuka E14Y, а их взлет осуществлялся с палубы посредством катапульты и трамплина.

Апофеозом идеи стала «Сен Токи» (Sen Toku) — родившаяся на фоне молниеносного перл-харбского побоища концепция подводного авианосца с главным оружием в виде самолета-бомбардировщика, способного достичь весьма удаленных целей. Тайно пересечь Тихий океан, у берегов ненавистных США запустить бомбардировщики и снова погрузиться под воду. Дальше по схеме «не ждали». Пилоты с чувством глубокого удовлетворения сбрасывают смертоносный груз на сонных жителей, самолеты возвращаются к ожидающим их субмаринам.

Заказ своим судостроителям на разработку и постройку крупнейших в мире на тот момент дизель-электрических подводных лодок военное командование  Японии выдало в начале 1942 года. План предусматривал постройку 18 авианосцев. Незадолго до конца войны с верфей Японии сошли четыре подводные лодки водоизмещением 4740 тонн каждая. Длина лодок составляла 136 м, в надводном положении они развивали скорость ло 18 узлов, в подводном – до 6,5 узлов.   Специально спроектированные под 12-и цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Даймлер Бенц» D8 601 мощностью 1400 л.с. самолеты Аичи М6А «Сейран» (Seiran — Гроза среди ясного неба) несли бомбовую нагрузку массой до 800 кг. Самолеты длиной 11,64 м размещались в сооруженных на палубах цилиндрической формы 34-метровых ангарах и запускались катапультой. Масса пустого самолета составляла 3300 кг, максимальная взлетная масса – 4445 кг. Самолет развивал скорость до 475 км/ч, поднимался на высоту 9900 м. Дальность полета достигала 1200 миль. При возвращении с задания аппараты приводнялись как обычные гидросамолеты, и поднимались на борт краном. В случае необходимости увеличения скорости полета предусматривалась возможность сброса поплавков в воздухе. В общей сложности  построено 28 самолетов «Сейран».

Подводные авианосцы оборудовались шноркелем, радиолокационной станцией, восьмью торпедными аппарамии, орудиями и пулементными установками. Топливные баки имели запас топлива для обеспечения автономного плавания  дальностью до 37500 миль. Эксплуатацию лодки обеспечивал экипаж численностью до 200 человек.

В конце 1944 года япоское командование сформировало подводную флотилию с участием четырех субмарин, имеющих на борту 10 самолетов «Cейран». Первоначальным планом намечалось поразить Западное побережье США крысами и насекомыми, зараженными микробами бубонной чумы, холеры и тифа. Понимание того, что бактериологическая война ударит по всему человечеству, включая Японию, вынудило руководство империи отказаться от дикого плана. По не зависящим от Японии причинам не сбылись  и планы нанесения ударов подводной флотилии по Панамскому каналу, Сан-Франциско, Нью-Йорку и Вашингтону.

15 августа 1945 года император Хирокито объявил о безоговорочной капитуляции Японии. 28 августа все четыре японских подводных авианосца к востоку от острова Хонсю были перехвачены ВМС США. До ареста судов японские моряки катапультировали в море все самолеты, сброисли в воду боеприпасы, уничтожили документы. 


 

Добавить комментарий

WordPress SEO