НА ПАЛУБУ САДИТСЯ САМОЛЕТ

НА ПАЛУБУ САДИТСЯ САМОЛЕТ

 

И подобно тому, как человек стал повелителем морей

 сначала с помощью  весельного или  парусного судна, а затем — колесного или  винтового  парохода,  он  станет  также  и повелителем воздушной стихии с помощью аппаратов тяжелее воздуха, ибо надо быть тяжелее воздуха, чтобы стать сильнее его!

Жюль Верн.

 Робур-завоеватель

 

Солидные и благопристойные аэростаты и дирижабли дружно отступили под дружным натиском маленьких, смешных летающих этажерок.

В марте 1910 года конгресс США ради создания морской авиации расщедрился на 25000 долларов.

В 3 часа 16 минут пополудни 14 ноября 1910 года молодой авиатор Юджин Бартон Эли (Eugene Burton Ely,  October 21, 1886 – October 19, 1911)  на собственном самолете «Кёртисс Голден Флаер» («Curtis Golden Flyer»)  совершил успешный взлет с палубы  американского легкого крейсера-разведчика «Бирмингем» (Birmingham), носовую часть которого снабдили наклоненным вниз деревянным настилом длиной 25 м.

Первую посадку на палубу корабля совершил тот же Эли. Событие свершилось 18 января 1911 года. Для испытательного полета в кормовой части броненосного крейсера «Пенсильвания» смонтировали деревянную платформу длиной 36 м и шириной 10 м. Усилить тормозящий эффект самолета был призван расположенный в нижней части машины тройной крюк, который должен был зацепиться за натянутые поперек платформы троса, прикрепленные к мешкам с песком. Все получилось. Аэроплан остановился с 9-и метровым запасом. Приняв поздравления, Эли покинул корабль, легко взлетев с деревянной платформы. Провожая взглядом самолет, командир «Пенсильвании» задумчиво произнес:

«С тех пор, как голубка вернулась назад на Ноев ковчег, более важной посадки на судно не было».

Эли погиб, когда пилотируемый им самолет не успел выйти из режима пикирования во время демонстрационного полета на авиационном шоу в штате Джорджия. Это случилось 19 октября 1911 года, через два дня Эли должно было исполниться 25 лет. 16 февраля 1933 года Конгресс США отметил вклад гражданского летчика в развитие морской авиации, посмертно наградив его медалью «Крест за выдающиеся летные заслуги».

В 1914 году адмирал Андрей Августович Эбергард сказал о роли авиации: «…открытие неприятеьских подводных лодок, Указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб».

27 января 1915 года  русское Морское ведомство купило у шотландской судостроительной компании (The Caledon Shipbuilding & Engineering Company), грузопассажирский пароход «Императрица Александра» с целью создать на его базе гидроавианосец.

Переоборудование корабля осуществили на Путиловской верфи: на палубе воздвигли ангары, установили электрические лебедки и стрелы Темперлея для подъема и спуска гидросамолетов. Корабль, получивший имя «Орлица», принимал участие в боевых действиях в Рижском заливе. Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, корректировали артиллерийский огонь, бомбили позиции противника, сбили в воздушных боях несколько германских аэропланов. До окончания первой мировой войны «Орлица» оставалась единственным авианесущим кораблем Балтийского флота. В 1964 году устаревший корабль списали на металлолом.

В ходе русско-японской войны 12 января 1905 года японские моряки захватили и в 1914 году переоборудовали в гидроавиатранспорт «Вакамия» (Wakamiya) зафрактованный российским военным флотом английский пароход «Летингтон».  Японцы установили на палубе два ангара (на два гидросамолета каждый) для спуска и подъема самолетов, число которых было доведено до десяти. В первой мировой войне Япония выступила на стороне Антанты, японский флот вел активные боевые действия против немецких войск в Китае и немецких островных колоний в Тихом океане. Самолеты «Вакамии» наносили бомбовые удары по немецким кораблям, используя в качестве бомб артиллерийские снаряды. Во время одного из налетов японским летчикам  удалось потопить немецкий минный заградитель.

Первым специально спроектированным авианесущим кораблем стал британский Корабль Ее Величества HMS (Her Majesty´s Ship) «Гермес» (Hermes), спущенный на воду 11 сентября 1919 года. Водоизмещение корабля составляло 10850 тонн, длина 182 м, мощность силовой установки 40000 л.с., скорость хода до 23 узлов, экипаж без авиагруппы состоял из 664 человек. На корабле базировалось до 20 самолетов.  9 января 1942 года авианосец потопила японская палубная авиация.

Примеру Англии последовала Япония, заложив 16 декабря 1919 года авианосец  «Хошо» (Hosho). Японцы построили авианосец на полгода раньше "Гермеса", став первыми обладателями мощного авиационно-морского оружия.  "Хошо" имел водоизмещение 9510 тонн, мощность 31120 л.с., развивал скорость до 27 узлов.  Его взлетная палуба имела размеры 168 х 23 м, под ней располагался одноярусный ангар. Самолеты подавались к старту двумя лифтами. Для уменьшения вредного влияния дыма при посадке самолетов три расположенные по правому борту трубы могли складываться под прямым углом. В ходе дальнейшей перестройки трубы расположили горизонтально.

В США специально спроектированный авианосец USS (United States Ship, корабль Соединённых Штатов)  «Рейнджер» (Ranger) был  заложен в сентябре 1931 года, вошел в строй в 1934 году. Корабль имел полное водоизмещение 17577 тонн, габариты 234 х 33 м. Мощность силовой установки составляла 54630 л.с., состав экипажа насчитывал до 2000 человек. Корабль развивал скорость до 29 узлов. При сравнительно небольших габаритах мог нести до 86 самолетов, в том числе 36 бомбардировщиков. Оказался не совсем удачным: взлету и посадке самолетов мешала  сильная килевая качка.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO