ГЕЛИКОПТЕР

 ГЕЛИКОПТЕР

ГЕРМАНИЯ

Немцы — не лучшие моряки. Но что не сделаешь ради мирового господства. В ходе второй мировой войны волей германских нацистов немцы стали первопроходцами военного морского применения не только автожиров, но и геликоптеров.

В начале 1942 года на  башнях германских крейсеров «Кельн» и «Кенинсберг» («Koln», «Konigsberg»)  смонтировали взлетно-посадочные площадки. С этих плавучих аэродромов геликоптер Fl.282-V5 конструкции Антона Флеттнера выполнил несколько десятков полетов.

Так в истории винтокрылой авиации состоялся не только дебют корабельного базирования, но и апробирование первого в мире геликоптера, выполненного по схеме синхроптера.  Разработку редкостной конструкции профинансировало германское морское ведомство.  В конце 1942 года немецкие судостроители дооборудовали трофейный югославский корабль Zmaj для базирования двухместных  Fl-282 Kolibri. Новорожденный вертолетоносец получил название Drache. Для обеспечения надежной посадки конструкторы разработали тросовую систему притягивания к посадочной площадке.  За успехом испытаний последовал заказ на тысячу двухместных  Fl-282 Kolibri. Под бомбами союзников удалось построить два с половиной десятка Колибри.

США

После окончания войны попытки скормить флоту еще не вполне созревший винтокрылый плод предприняли несколько американских конструкторов.

Первым якорь забросил Игорь Сикорский. В мае 1943 года геликоптер R-4 Hoverfly его конструкции совершил посадку на корабль "Банкер Хилл" с площадкой размером 18×24 м, ограниченной капитанским мостиком и высокой мачтой со снастями. Предполагалось для борьбы с подводными лодками использовать возможность аппарата зависать над водной поверхностью. Это позволяло выпускать на тросе и окунать в море активную часть гидроакустической станции – сонара (sonar —  аббревиатура от SOund Navigation And Ranging). Другой способ поиска – сбрасывать гидроакустические буи на пути следования вражеских субмарин. В ударном варианте на R-4 подвешивали три небольшие бомбы, массой 50 кг каждая.

В 1947 году ВМФ США объявил конкурс на создание многоцелевого противолодочного геликоптера.

Для участия в конкурсе Игорь Сикорский на базе R-4 разработал геликоптер с повышенными летно-техническими характеристиками. Модель,  получившая обозначение S-51, с максимальной взлетной массой 2260 кг и мощностью двигателя 450 л.с. совершила первый полет 16 февраля 1945 года.  Машина развивала скорость до 170 км/ч., впервые в мировой практике была оснащена автопилотом. 

Тем не менее, в конкурсе на палубный многоцелевой геликоптер из всех представленных проектов победил выполненный по продольной схеме PV-18 «Retriever» Фрэнка Пясецкого. Для уменьшения габаритов  Пясецкий расположил несущие винты с максимальным перекрытием, предусмотрел возможность складывания лопастей вдоль фюзеляжа. В грузовой кабине «летающего вагончика» размещались пять десантников или аппаратура сонара. В 1948 году начался серийный выпуск геликоптера, в следующем году первые машины получил флот. PV-18 «Retriever» стал первым в мире серийным противолодочным геликоптером (всего их изготовили в количестве 379 штук).

В 1950-х годах на вооружение ВМФ США в качестве палубных геликоптеров  поступили синхроптеры К-240 и К-600 конструкции Чарльза Х. Камана. Однотонный К-240 по габаритам был близок Fl-282, трехтонный К-600 принадлежал к весовой категории S-51 и PV-18. Компактные геликоптеры выполняли задачи наблюдения, связи, спасения, корректировки артиллерийского огня.

В сентябре 1957 года фирма Сикорского выиграла  контракт ВМС США на разработку противолодочного геликоптера-амфибии, способного обнаруживать и уничтожать подводные лодки. Контракт оформили 24 декабря этого же года. Первый полет опытного образца состоялся 11 марта 1959 года. 2 ноября 1961 года состоялся первый полет серийного образца первой, по-настоящему универсальной противолодочной винтокрылой машины – геликоптера S-61 «Sea King». 1400 — таково общее число построенных  «Морских королей».

Не почивал на лаврах и Чарльз Каман. В 1959 году Пентагон заказал палубный высокоскоростной, дальний многоцелевой геликоптер. Конкурс выиграл поисково-спасательный Kaman-20 «Sea Sprite». Этот геликоптер Каман спроектировал  по классической схеме с рулевым винтом. Первый полет  состоялся 2 июля 1959 года. При небольших габаритах и взлетной массе 6125 кг Sea Sprite мог нести детектор магнитных аномалий, пулеметы, две торпеды Мк-46, 15 радиогидроакустических буев, противокорабельные торпеды, имел скорость полета  до 260 км/ч. Субмарину обнаруживал корабль-носитель, а «Си Спрайт» с помощью своей аппаратуры устанавливал точные координаты и атаковал ее торпедой. Радиус действия К-20 составил 65 км. Фирма «Каман» переделала в противолодочные все ранее построенные К-20. К началу 80-х годов в составе ВМФ США находилось более 80 кораблей, для каждого из них требовалось по два К-20. Еще 70 кораблям необходимо было по одному геликоптеру «Си Спрайт». К-20 стали самыми массовыми американскими противолодочными винтокрылыми машинами. В 1987 году на их долю приходилось 50% от численности всего парка корабельных вертолетов ПЛО. К-20 неоднократно подвергался модернизации. Радиус действия этой машины превышает 100 км, боевая нагрузка составляет 730 кг. Вооружают «Си Спрайт» и тяжелой торпедой ALWT Mk-50 с дальностью действия свыше 10 км.

Начало 80-х годов отметилось появлением нового типа морских ударных вертолетов — противокорабельных. Все они были созданы на базе противолодочных: вместо торпед на кронштейнах подвески разместили ракеты класса «воздух—корабль». Палубные «Си Спрайт» получили на вооружение Sea Skua («Си Скьюа»), Penguin («Пингвин»), Hellfire («Хелфайр») и Maverick («Мэйверик»). Дальность действия этих ракет составляла от 20 до 100 км. Атака надводных кораблей стала второй основной задачей ударных морских боевых вертолетов. Противокорабельные ракеты показали свою мощь на Фолклендах и в Ираке. С целью самообороны К-20 оснащаются также ракетами «воздух-воздух» Sparrow («Спарроу») и Sidewinder («Сайдуиндер»).

Добавить комментарий

WordPress SEO