РОЖДЕНИЕ МОРСКОГО ГЕЛИКОПТЕРА

РОЖДЕНИЕ МОРСКОГО ГЕЛИКОПТЕРА

Океаническая вода  —

 самая важная и распространенная природная среда.

Академик В. И. Вернадский

ГЕРМАНИЯ

Немцы — не лучшие моряки. Но что не сделаешь ради «Deutschland, Deutschland tiber alles». В ходе второй мировой войны волей германских нацистов немецкие инженеры стали первопроходцами военного морского применения не только автожиров, но и геликоптеров.

В начале 1942 года на  башнях германских крейсеров «Кельн» и «Кенинсберг» («Koln», «Konigsberg»)  смонтировали взлетно-посадочные площадки. С этих плавучих аэродромов геликоптер Fl.282-V5 конструкции Антона Флеттнера (Anton Flettner) выполнил несколько десятков полетов.

Состоялся не только дебют корабельного базирования, но и апробирование первого в мире геликоптера, выполненного по схеме синхроптера. Разработку редкой конструкции профинансировало германское морское ведомство.  В конце 1942 года немецкие судостроители дооборудовали трофейный югославский корабль «Змай» (Zmaj) для базирования двухместных Колибри Fl-282 (Kolibri Fl-282). Новорожденный вертолетоносец получил название «Дракон» (Drache). Для обеспечения надежной посадки конструкторы разработали тросовую систему притягивания к посадочной площадке.  За успехом испытаний последовал заказ на тысячу двухместных Fl-282 Kolibri. Под бомбами союзников удалось построить два с половиной десятка Колибри.

США

Плеяду создателей американских морских геликоптеров открывает великолепная троица конструкторов: Игорь Сикорский (Igor Sikorsky), Фрэнк Пясецкий (Frank Piasecki), Чарльз Каман (Charles H. Kaman).

После окончания войны попытки скормить флоту еще не вполне созревший винтокрылый плод предприняли несколько американских конструкторов.

Первым наживку забросил Игорь Сикорский. В мае 1943 года геликоптер «Ховерфлай R-4 (Hoverfly R-4)  его конструкции совершил посадку на корабль "Банкер Хилл" (USS Bunker Hill CV-17) с площадкой размером 18 x 24 м, ограниченной капитанским мостиком и высокой мачтой со снастями. Для борьбы с подводными лодками предполагалось использовать возможность аппарата зависать над водной поверхностью. Это позволяло выпускать на тросе и погружать в воду активную часть гидроакустической станции – сонара (SONAR — Sound Navigation And Ranging). Другой способ поиска – сбрасывать гидроакустические буи на пути следования вражеских субмарин. В ударном варианте на R-4 подвешивали три небольшие бомбы, массой 50 кг каждая.

В 1947 году ВМФ США объявил конкурс на создание многоцелевого противолодочного геликоптера.

Для участия в конкурсе Игорь Сикорский на базе R-4 разработал геликоптер с повышенными летно-техническими характеристиками. Модель с максимальной взлетной массой 2260 кг и мощностью двигателя 450 л.с. получила обозначение S-51. Геликоптер  совершил первый полет 16 февраля 1945 года. Впервые в мировой практике машина была оснащена автопилотом. 

В конкурсе на палубный многоцелевой геликоптер из всех представленных проектов победил выполненный по продольной схеме «Ретривер» PV-18 (Retriever PV-18) Фрэнка Пясецкого. Для уменьшения габаритов Пясецкий расположил несущие винты с максимальным перекрытием, предусмотрел возможность складывания лопастей вдоль фюзеляжа. В грузовой кабине «летающего вагончика» размещались пять десантников или аппаратура сонара. В 1948 году начался серийный выпуск геликоптера, в следующем году первые машины получил флот. PV-18 стал первым в мире серийным противолодочным геликоптером (изготовленным в количестве 379 единиц).

В 1950-х годах на вооружение ВМФ США в качестве палубных геликоптеров  поступили синхроптеры К-240 и К-600 конструкции Чарльза        Камана. Однотонный К-240 по габаритам был близок Fl-282, трехтонный К-600 принадлежал к весовой категории S-51 и PV-18. Компактные геликоптеры выполняли задачи наблюдения, связи, спасения, корректировки артиллерийского огня.

В сентябре 1957 года фирма Сикорского выиграла контракт ВМС США на разработку противолодочного геликоптера-амфибии, способного обнаруживать и уничтожать подводные лодки.

 Контракт оформили 24 декабря этого же года. Первый полет опытного образца состоялся 11 марта 1959 года. 2 ноября 1961 года состоялся первый полет серийного образца первой, по-настоящему универсальной противолодочной винтокрылой машины – геликоптера S-61 «Си Кинг» (Sea King). Всего было построено1400  «Морских королей».

Не почивал на лаврах и Чарльз Каман. В 1959 году Пентагон заказал палубный высокоскоростной, дальний многоцелевой геликоптер. Конкурс выиграл поисково-спасательный Kaman-20 «Си Спрайт» (Sea Sprite — Морской Эльф). Этот геликоптер Каман спроектировал по классической схеме с рулевым винтом. Первый полет состоялся 2 июля 1959 года. Сравнительно небольшой «Си Спрайт» мог нести детектор магнитных аномалий, пулеметы, две торпеды Мк-46, 15 радиогидроакустических буев, противокорабельные торпеды. Геликоптер развивал скорость полета  до 260 км/ч. Субмарину обнаруживал корабль-носитель, а «Си Спрайт» с помощью своей аппаратуры устанавливал точные координаты цели и пускал торпеду. Впоследствии фирма «Каман» переделала в противолодочные все ранее построенные К-20. К началу 80-х годов в составе ВМФ США находилось более 80 кораблей, для каждого из них требовалось по два К-20. Еще 70 кораблям необходимо было по одному геликоптеру «Си Спрайт». К-20 стали самыми массовыми американскими противолодочными винтокрылыми машинами.  В 1987 году на их долю приходилась половина всего парка корабельных вертолетов ПЛО. Геликоптер неоднократно подвергался модернизации. Радиус действия этой машины превышает 100 км, боевая нагрузка составляет 730 кг. На вооружении «Си Спрайт» находится тяжелая торпеда ALWT Mk-50 с дальностью действия свыше 10 км.

Начало 80-х годов отметилось появлением нового типа морских ударных противокорабельных геликоптеров. Все они были созданы на базе противолодочных: вместо торпед на кронштейнах подвески разместили ракеты класса «воздух—корабль». Палубные «Си Спрайт» получили на вооружение ракеты «Си Скьюа» (Sea Skua), «Пингвин» (Penguin), «Хелфайр» (Hellfire) и «Мэйверик» (Maverick). Дальность действия этих ракет составляла от 20 до 100 км. Атака надводных кораблей стала второй основной задачей ударных морских боевых вертолетов. Противокорабельные ракеты показали свою мощь на Фолклендах и в Ираке. С целью самообороны К-20 оснащаются также ракетами «воздух-воздух» «Спарроу» (Sparrow) и «Сайдуиндер» (Sidewinder).

Добавить комментарий

WordPress SEO