БУКСИРОВЩИК ШНУРОВЫХ ЗАРЯДОВ

БУКСИРОВЩИК ШНУРОВЫХ ЗАРЯДОВ

 

Версия вертолета Ка-25ПЛ с буксировочным шнуровым зарядом, обозначенная Ка-25БШЗ, была разработана, оформлена чертежной документацией и реализована на девяти вертолетах за четверо суток. Дело свершилось так. 

 «Леонид Ильич Брежнев дал обещание египетскому руководству помочь в разминировании Суэцкого канала с помощью вертолетов. Надо оборудовать их всем необходимым, через две недели они должны быть в Египте. Вертолеты прилетят завтра, организуй их подготовку до 6 мая» — такой телефонный подарок к первомайскому празднику 1974 года министр авиационной промышленности Петр Дементьев преподнес Сергею Михееву, который немногим более недели назад был назначен главным конструктором и ответственным руководителем Ухтомского вертолетного завода. Правительственное задание пришло 30 апреля в конце рабочего дня.

1 мая работники завода шли на демонстрацию, а над их головами летели вертолеты из авиационного полка крымской базы ВМФ "Донузлав”, садились на аэродром летно-испытательной станции. В ночь на 2 мая их перевезли в сборочный цех завода. Конструкторы рисовали эскизы чуть ли не на верстаках. Нужно было разработать способ быстрого крепления к вертолету буксируемого шнурового заряда длиной до километра, установить на вертолет командно-передающее устройство, дополнительную радиостанцию, антенну, снять, по возможности, все лишнее.  Четверо суток рабочие и мастера не покидали завод, спали по очереди прямо в цехе. На пятые сутки готовые вертолеты поднялись в воздух.

Выход из Севастополя отряда кораблей черноморского флота во главе с противолодочным крейсером «Ленинград», первоначально назначенный на 9 мая, несколько раз переносился в силу политических обстоятельств. Это позволило экипажам вертолетов Ка-25БШЗ потренироваться, отработать методику выполнения задачи. Чтобы лично убедиться в готовности к походу, 11 июня на «Ленинград» прибыли министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. Гречко и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР С. Горшков.  Высокому начальству показали действия вертолетов-тральщиков. 15 июня в 11.00 отряд кораблей ЧФ вышел в море. На борту «Ленинграда» находилось 16 вертолетов — восемь  Ка-25БШЗ, пять Ка-25ПЛ, один Ка-25СП и два  Ми-8БТ.

По договоренности с египетским руководством разминировать собственно Суэцкий канал должны были американцы, русским достался самый трудный участок, за который не брались ни  американцы, ни их союзники французы – проливы Губаль и Иннер-Чаннел Суэцкого залива с мелководьем, опасными для судоходства коралловыми рифами.

Первый, произведенный 8 сентября, подрыв БШЗ вертолетом Ка-25 произвел не только сильный звуковой эффект, не только поднял море на высоту пятиэтажного дома, но и породил волну откликов в зарубежных СМИ, где в действиях русских заподозрили ядерные взрывы.

Более 6000 часов провели экипажи российских кораблей-тральщиков на минных полях площадью 1250 квадратных миль. Вертолеты выполнили 188 боевых вылетов на траление мин, в том числе 161 вылет совершили вертолеты Ка-25.

       До 20 сентября 1974 года все работы по разминированию Суэцкого залива были выполнены. 22 сентября в 16.00 «Ленинград», стоявший на рейде Хургады, снялся с якоря и отправился в обратный путь.  5 июня 1975 года Суэцкий канал вновь открыли для судоходства. Первыми проследовали через канал три египетских судна «Звезда Асуана», «Сирия» и «Египет».

6 декабря город-герой Севастополь торжественно встретил вернувшихся моряков.

 

НОРМАЛЬНО, ТОВАРИЩ 

Добавить комментарий

WordPress SEO