ТРИ ЭПИЗОДА ИЗ ЖИЗНИ АВТОРА: ЛОПАСТЬ

ЛОПАСТЬ

Случилось это осенью 1967 года. Тогда на одном из стоящих на палубе крейсера «Москва» вертолете Ка-25 под воздействием потока воздуха от пролетавшего на небольшой высоте другого вертолета согнулась лопасть верхнего несущего винта. По этому поводу главному конструктору Камову из министерства пришла  шифровка: установить причины, принять срочные меры для предотвращения подобного безобразия в будущем.

В то время, занимаясь в КБ Камова вопросами прочности, автор находился в орбите Игоря Александровича Эрлиха.  Была суббота, мой паспорт находился в милиции на прописке. Звонок в дверь — посланник с завода: «Во дворе Вас ждет автомобиль под парами». Через несколько часов я, без клади и без паспорта на военном самолете был благополучно доставлен в приморский город Николаев.  

События развивались стремительным домкратом. Нужно было проверить физико-механические свойства дюраля АД-33, вырезанного из лонжерона поврежденной лопасти. Меня доставили к директору Черноморского судостроительного завода, Герою социалистического труда Анатолию Борисовичу Ганькевичу. Строитель «Москвы» связался по телефону с директором рядом расположенного завода «61 коммунар».

«Дуй прямо к директору» — напутствовал Анатолий Борисович перед тем, как меня с куском металла, завернутым в газету, погрузили в автомобиль. Последовал интересный процесс пропуска на завод безпаспортной личности.  Директорский кабинет бдительно стерегла секретарша: «Совещание!». 

Минут через десять сидения в приемной появился Ганькевич, с явным неудовольствием заметив мое присутствие.

«Так я и знал!» — процедил он сквозь зубы, и, не удостоив взгляда изумленную секретаршу, распахнул начальственную дверь. Через секунду, оттуда, как горох, посыпался народ.  Кто-то выхватил у меня из рук газетный сверток, все куда-то побежали. Оказалось – в цех. Вряд ли когда нибудь, раньше или позже, какой-нибудь фрезеровщик выпиливал профили и образцы под ласковыми взглядами двух директоров-героев труда и неопределенного числа начальников цехов и участков.

«Ну, думаю, теперь сладится», — сказал Ганькевич, без шума и пыли покидая производственную ассамблею. Действительно, все нужные образцы были изготовлены, сотрудники лабораторий завода работали допоздна, пока не закончили исследования и оформление заключений. Все характеристики материала оказались в норме.

Утром следующего дня привезли меня к штабу ВМФ. Пропуск мне, естественно, не оформили. Приказать охране пропустить человека без пропуска начальник штаба не мог.  Адмирал воспользовался другим правом – приказал открыть не предназначенные для использования и потому не охраняемые парадные двери. Штаб размещался в бывшем дворце; царские врата со скрипом и пылью неохотно распахнулись, я вдруг оказался в толпе военных моряков. Кто-то из офицеров с  большими погонами взял у меня дюралевый профиль, с недоумением и даже с ужасом воскликнул: «И на этом  летают наши летчики!?». Винтокрылые аппараты были в новинку, лопасть вертолета, по сравнению с мощным самолетным крылом производила явно невыгодное впечатление.

После того, как высокие морские офицеры и мой непосредственный начальник И.А. Эрлих ознакомились с результатами исследований, возник естественный вопрос «Что делать?». 

«Не мог бы Ваш специалист осмотреть лопасти наших вертолетов на предмет отсутствия в них повреждений?» — обратился один из офицеров к Эрлиху.

— Юрий Эзекейлевич, Вы располагаете временем, чтобы помочь нашим друзьям? – обратился ко мне Эрлих. 

Два офицера вежливо взяли меня под руки и препроводили на корабль, где с рук на руки передали старшине первой статьи. Бывалый моряк вооружился фонарем и металлической линейкой. Так я оказался в темном вертолетном ангаре. Несколько часов под светом фонаря я добросовестно прикладывал линейку к разным частям лопастей, не слишком убежденный в смысле такого занятия. Тем временем послышался нарастающий шум, все вокруг начало греметь и вибрировать.  Закончив приведение в контакт мерительного инструмента с поверхностью лопастей, мы со старшиной поднялись наверх.

Я вышел на палубу, а берега нет. Старшина пропал, вокруг ни одной знакомой физиономии, только море.  Характерный запах привел меня на корму.  В то время корабль «Москва» находился в стадии доработок, давая приют большому числу рабочих. Для них на корме устроили временную, под тентом, столовую, вход в которую охранял матрос. Служивый пропускал в столовую по талончикам, которые накалывал на штык винтовки. Так как талончика у меня не было, страж порядка пропустил меня так. Я сел на длинную деревянную скамью за таким же длинным деревянным столом. Дежурный матрос поставил передо мной миску щей, щедро удобренных противными кусками жирного свиного сала.  Отодвинул щи в надежде на нечто более съедобное, но получил взамен только миску гречневой каши, нашпигованной еще более жирными кусками свинины.  Сала не было только в компоте, которым пришлось ограничиться.  Корабль на всех парах рвался в морскую ширь. Я заблудился в корабельных переборках, когда наткнулся на одного из офицеров, приведших меня на корабль. Офицер попросил прощения, что командир корабля, контр-адмирал Борис Ламм не согласовал со мной решение провести ракетные учения. Зато мне  устроят каюту. Кстати, довелось ознакомиться с организацие питания «белой» кости. В офицерской столовой — латвийские шпроты, куриный суп с лапшой, мясные котлеты по-флотски, чай с лимоном.

Ракетные учения не задались, рассержанный адмирал учения свернул, меня вернули на берег.

Рядовой вроде бы эпизод высветил одно из парадоксальных свойств лопасти вертолета. Тонкая, гибкая лопасть, которая при вращении несущего винта начинает подвергаться  воздействию больших дополнительных центробежных сил, становится способной выдерживать все большие нагрузки, индуцирует мощные воздушные вихри, ломающие ее самою, когда она находится в состоянии покоя. 

По результатам командировки в конструкцию лопасти внесли изменения. Комлевую  часть лонжерона лопасти усилили, освоив производство эллиптической дюралюминиевой трубы переменного сечения. Больше случаев появления остаточных деформаций в лопасти не отмечалось.

 

 

Добавить комментарий

WordPress SEO