ЯВЛЕНИЕ АВТОЖИРА

ЯВЛЕНИЕ АВТОЖИРА

 

1 июля 1920 года Сиерва подал заявку, и  27 августа  получил патент №74322 на “новый летательный аппарат”.  7 ноября 1923  года  —  патент №49036  на слово “автожир” (вначале Сиерва назвал аппарат «аутохироптеро»).

 

В 1907 году французы Луи Чарльз Бреге (Louis Charles Breguet), затем Поль Корню (Paul Cornu) не без труда  оторвали от земли самолично построенные аппараты, которые использовали подъемную силу несущих винтов, приводимых во вращение  поршевыми моторами.   Родился гадкий утенок – геликоптер, один во многих лицах.

Приоткрытая дорога ввысь поманила десятки самоотверженных энтузиастов. Американцы отец и сын Эмиль и Генри Берлинеры, испанец Патерас Пескара, датчанин Якоб Эллехамер, британец Эммануил Мумфорд, венгры Стефан Петроцци, Теодор Карман и Вильгельм Цуровец, француз Этьен Эмишен, представитель молдавского рода, российский эмигрант в Америке  Генри Ботезат, другие народы проектировали, строили и испытывали все новые конструкции в попытках заставить своенравного воздушного мустанга гарцевать по небу по воле хозяина

Винегрет получался причудливый, но не очень съедобный. Через два десятилетия после первых зависаний на высоте несколько сантиметров геликоптеры продолжали ползать у земли со скоростью, которая сделала бы честь разве что похоронной процессии. До практического использования геликоптера, тем более в морском деле, было, казалось, так же далеко, как до Альфы Центавры. В начале 20-х годов история винтокрыла претерпевает крутую, как изящно выражался первый президент России Б. Н. Ельцин, «загогулину».  Виновником стал испанец Хуан де ля Сиерва. Человек, о котором можно смело говорить, как об одном из гениальнейших творцов техники.  

Сиерва скрестил геликоптер с  самолетом. Гибрид взял от самолета пропеллер, от геликоптера несущий винт. При этом несущий винт лишился механического привода и перестал выполнять функцию создания пропульсивной силы. На чудесном аппарате несущий винт раскручивается самостийно от действия набегающего потока воздуха. Отсутствие механической трансмиссии от мотора к несущему винту кардинально упростило конструкцию аппарата, а изобретенная Сиервой шарнирная подвеска лопастей замечательно способствовала решению задач прочности несущей системы и устойчивости самого аппарата. Винтокрылый аппарат, получивший от своего создателя название «автожир», нашел, наконец, практическое применение.

Одним из таковых стало применение автожира в морском деле. В 1931 году на вооружение американского флота  поступили три крылатых автожира Pitcairn PCA-2 конструкции  американского пионера авиации Гарольда Ф. Питкейрна (Harold F. Pitcairn, 1897-1950). На одном из них были установлены поплавки, на другом 23 сентября 1931 года лейтенант Альфред Прайд  (Alfred Pride) осуществил успешные взлет и посадку  на палубу первого авианосца США Лянглей (CV-1 Langley).

В Германии, во время войны, завод "Фокке-Ангелис" (Focke Achgelis) под руководством Генриха Фокке (Henrich Focke) разработал проект Fa 330 — планера-автожира, предназначенного для размещения на подводной лодке. Конструкция автожира удалась: элегантна и проста.  Фюзеляж — основная металлическая труба, подкрепленная вспомогательными трубками меньшего диаметра. Оперение — неподвижный стабилизатор, киль и руль поворота. Трехлопастный ротор диаметром 7,3 м с втулкой и служащим для предварительной раскрутки шкивом крепится к фюзеляжу трубчатой стойкой с шарниром. Силовая часть лопастей — металлический трубчатый лонжерон. Шасси — две сплющенные трубы.

Предварительная раскрутка ротора осуществлялась людьми с помощью натянутой на шкив бечевки. На некоторых автожирах устанавливали электростартер. Для остановки ротора после посадки и для уменьшения его оборотов в полете служил тормоз, приводимый в действие тросовой проводкой. Стойка для крепления ротора крепилась к фюзеляжу посредством шарнира. Показания от  трубки ПВД отображались на указателях скорости и высоты. Не забыли и тахометр, показывающий обороты ротора. Связь с командованием подводной лодки осуществлялась с помощью телефона.  Масса пустого аппарата составляла 75 кг, масса максимальная взлетная — 175 кг.

Испытания подтвердили возможность использования автожира в военно-морском флоте. Началось серийное автожиростроение. Всего было построено 110 автожиров Fa 330, более половины которых установили на подводные лодки. Взлет с подводной лодки осуществлялся при минимальной воздушной скорости (путевая скорость корабля плюс скорость ветра), равной 35 км/ч. При скорости 80 км/ч высота подъема достигала 220 м, что обеспечивало человеку, вооруженному биноклем, дальность обзора до 50 км. После выполнения дозора экипаж подводной лодки выбирал леер, автожир садился на палубу. Пилот имел парашют и спасательный жилет. В аварийной ситуации он мог отцепить леер и сбросить ротор с втулкой. Одновременно освобождался от креплений парашют.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO