СЛОМАТЬ ВИНТ…

Случаются, однако, и такие задания  летчику – испытателю вертолета.

В начале эксплуатации вертолета Ми-4 скверный характер проявили лопасти рулевого винта – когда им что-то приходилось не по нраву в полете, они просто отрывались. В ОКБ М.Л. Миля  стали докапываться до причин  столь недостойного поведения конструкции. Виновник, вроде был найден – силы Кориолиса, возникающие при резких разворотах вертолета.  В 1956 году конструкторы предложили новый винт, окончательную проверку надежности которого могли дать только летные испытания. Провести рискованный, с реальной возможностью поломки машины, эксперимент  поручили Всеволоду Владимировичу Виницкому. Резким разворотом на висении  Винницкий оторвал лопасть, при аварийном приземлении сумел отделаться травмой, за проявленное мужество был награжден ценным подарком Министерства авиационной промышленности.   Анализ полученных при эксперименте данных позволил инженерам разработать соответствующие указания РЛЭ, подобные случаи в эксплуатации прекратились.

Всеволод Винницкий родился 11 февраля 1915 года в Омске, пришел в авиацию как многие сверстники: окончил школы летчиков-планеристов и морских летчиков, работал летчиком-инструктором. В Великой Отечественной войне служил летчиком ВДВ,  участвовал в военных действиях на  Западном и на Забайкальском фронтах. После окончания войны и увольнения в запас три года летал в Полярной авиации командиром авиагруппы. Судьба связала летчика  с вертолетами в 1949 году, когда главный конструктор М.Л. Миль предложил Всеволоду Владимировичу перейти на летно-испытательную работу в свое ОКБ.  Вскоре В.В. Виницкий стал одним из лучших летчиков — испытателей фирмы Миля. В  1954 году он перешел на летно-испытательную работу в ЛИИ, с 1959 по 1960 год работал инструктором в Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) МАП,  где подготовил  большую группу вертолетчиков, в числе которых был будущий Герой Советского Союза, заслуженный летчик — испытатель СССР Г.Р. Карапетян. Сам Винницкий таких почестей не удостоился.

   На вертолетном поприще раскрылись яркие грани таланта В.В. Виницкого:   психологическая готовность к любым неожиданностям,  глубокое понимание физики полета, хладнокровие,  умение найти единственно  верное решение в критических ситуациях. Многое В.В. Винницкому довелось выполнить впервые в вертолетной практике: он отработал методику посадки без пробега на вертолете Ми-1, испытывал системы антиобледенения на разных типах вертолетов,  участвовал в опасных испытаниях на сближение лопастей верхнего и нижнего несущих винтов вертолетов Ка-15 и Ка-18,   выполнил авторотацию на вертолете Ми-4, на этом же вертолете выявил флаттер, разработал комплекс фигур высшего пилотажа, которые продемонстрировал в 1958 году на воздушном параде в Тушино.  В 1959 году вместе с Д.К. Ефремовым пилотировал первый опытный винтокрыл Ка-22.  На вертолетах Ми-1, Ми-4 и Ка-15 В.В. Винницкий установил пять мировых рекордов скорости и высоты подъема:

 

26.04.1956
Ми-4
Высота полёта с грузом 1000 кг (6048 м)
29.05.1958
Ка-15
Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте (162,784 км/ч)
6.05.1959
Ка-15
Скорость полёта на 500-км замкнутом маршруте (170,445 км/ч)
Командир экипажа — В.В. Винницкий, борт/механик — С.П. Санаев
19.05.1959
Ми-1
Скорость полёта на 500-км замкнутом маршруте (196,452 км/ч)
Командир экипажа — В.В. Винницкий, борт/механик — Г.Е. Мартышкин
21.05.1959
Ми-1
Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте (210,535 км/ч)
Командир экипажа — В.В. Винницкий, борт/механик — Ю.Н. Геращенко

В.В. Винницкий не расстался с авиацией до конца своих дней.  Летчик — испытатель 1-го класса, мировой рекордсмен, мастер спорта СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Ордена Отечественной войны 1-й степени Всеволод Владимирович Винницкий умер 12 сентября 1992 года в возрасте 77 лет.

WordPress SEO