ВЛАДИМИР САЙБЕЛЬ

Заслуженный пилот Российской Федерации, лауреат  национальной общественной премии  имени Петра Великого, лауреат Золотой Звезды 'Герой труда', член-корреспондент Международной академии общественных наук Владимир Александрович Сайбель — один  из наиболее успешных руководителей российских авиакомпаний.  Его имя занесено на памятную плиту на Аллее Созидателей Земли Российской в парке 850-летия Москвы, в ряду с именами других выдающихся деятелей  XX  века.

Он родился 10 февраля 1944 года в селе Лебяжье Красногорского района Алтайского края. Трудиться начал 1966 году во Владивостоке слесарем Дальзавода. Закончил Академию гражданской авиации. В 30-х годах ХХ века в СССР развертывается  строительство аэропортов. В Приморском крае были построены гидроаэропорт на Второй речке (Владивосток) и аэропорт «Озерные Ключи» (Артем). 2-го сентября 1932 года гидросамолет  доставил из Хабаровска на Вторую Речку первых четырех пассажиров. Так началась история Владивостокского авиапредприятия.

Судьба В.А. Сайбеля оказалась тесно связанной с дальневосточной авиацией.  Будучи пилотом 1 класса, он выполнял полеты в качестве командира воздушного судна и пилота-инструктора  на самолете Як-40, командира Ми-8. Его общий налет на самолетах и вертолетах превысил 11 000 часов.  В 1981 — 1988 годах он был назначен заместителем командира Владивостокского объединенного авиаотряда по организации летной работы.  30 сентября 1988 года конференция трудового коллектива избрала его на должность командира Владивостокского объединённого авиаотряда. После акционирования Владивостокского объединённого авиаотряда он трижды избирался  генеральным директором ОАО «Владивосток Авиа».

Основная доля коммерческой деятельности ОАО «Владивосток Авиа» приходится на самолеты и строительство аэропортов. В то же время  эта компания  сыграла заметную роль в развития отечественных вертолетов. 30 августа 1961 года приморские авиаторы впервые на Дальнем Востоке начали обслуживание промышленности с помощью вертолетов Ми-1.  Вертолеты Ми  служили летающими кранами,  скорой помощью.

 Вертолеты Ка-32 обязаны этой компании  яркими страницами своей истории. Одна из первых изготовленных партий серийных вертолетов Ка-32 пришла во Владивостокский авиаотряд в 1989 году.  Здесь их немедленно загрузили работой.  Вертолеты стали перевозить  и монтировать опоры ЛЭП в горной и холмистой местности на территории Приморского и Хабаровского краев, загружать и выгружать суда-снабженцы, помогать ледоколам в  проходке северных морей, охранять 200-мильную экономическую зону Тихоокеанской части открытого моря России с борта патрульных судов типа «Командор», обслуживать плавучие буровые установки типа «Шельф», «Оха» на острове Сахалин.  Доставляя грузы  с борта принадлежавших Дальневосточному морскому пароходству судов «Витус Беринг», «Алексей Чириков», «Владимир Арсеньев», «Василий Головин», один вертолет Ка-32 за одни сутки перевозил на необорудованный берег до  400 тонн грузов. Вертолеты выполняли разведку в радиусе 300 миль, обеспечивая с помощью радиолокатора  эффективный поиск с высоты 300 м в радиусе 30-35 миль, наводили патрульные суда на нарушителей,  на незаконно установленные рыболовные снасти.

Владивостокцы первыми начали масштабную эксплуатацию принадлежащих им вертолетов Ка-32 за рубежом на условиях лизинга.

Одну из первых зарубежных  площадок для демонстрации своих возможностей вертолету Ка-32 предоставила  тропическая страна —  Папуа-Новая Гвинея.

30 июля 1990 года в Порт-Морсби  водным путем были доставлены три вертолета Ка-32, принадлежавшие авиакомпании «Владивосток Авиа».  В то время межнациональные компании активно щупали богатые природные ресурсы отсталой  страны  —  бурились нефтяные и газовые скважины, вводились в эксплуатацию золотые рудники, добывались ценные породы древесины.  Правители островного государства быстро сообразили, что надо беречь джунгли – за вырубку леса установили плату золотом. Поэтому места бурения нефтяных и газовых скважин стали выбирать на макушках гор, к которым не было иных дорог, кроме воздушных.  Высокие тяговые и маневренные свойства вертолетов Ка-32 оказались в этих условиях как нельзя более кстати.    К концу 1990 года количество вертолетов Ка-32 в стране удвоилось,  вскоре в голубом небе зеленого острова  можно было насчитать до дюжины вертолетов Ка-32.           

Папуа-Новая Гвинея стала своего рода смотровой площадкой летных и технических качеств различных вертолетов.  Во многом именно успешный опыт работы российского вертолета Ка-32 возбудил желание ряда других зарубежных эксплуатантов приобрести такую эффективную, неприхотливую и сравнительно недорогую по тем временам  машину.

Добавить комментарий

WordPress SEO