ПИЛОТЫ МИЛЯ

До того, как стать летчиком-испытателем вертолетов, Рафаил Иванович Капрэлян  испытал многое другое: обучал гражданских пилотов, во время войны высаживал парашютистов и доставлял боеприпасы в глубокий тыл врага, попал в плен, партизанил, после войны некоторое время являлся летчиком-испытателем Летно-исследовательского института, стал первым российским летчиком, налетавшим миллион километров.  В 1953 году Р.И. Капрэлян поступил на работу в ОКБ М.Л. Миля, 15 лет  прослужил на фирме старшим летчиком-испытателем.  В этом качестве  испытывал не только вертолеты, но и людей, стал крестником многих тружеников летно-технической службы. В 1960 году Капрэлян  доброжелательно встретил пришедшего на фирму полярного летчика В.П. Колошенко, помог ему осваивать новую технику. В 1961 году хлопотами Капрэляна к летной работе был допущен инженер Гурген Карапетян, ставший впоследствии у руля летно-испытательной станции.

Рафаил Капрэлян родился 22 апреля 1909 года в столице Азербайджана, городе Баку. После окончания Азербайджанского политехнического института в 1929 году переехал в Ленинград, где до 1932 года учился в Институте инженеров  ГВФ. В 1934 году Капрэлян окончил Батайскую летную школу ГВФ и до начала войны работал в ГВФ пилотом.  С июня 1941 года Капрэлян зачислен в армию, становится командиром отряда особой авиагруппы Управления ГВФ.  28 января 1942 года во время боевого вылета в тыл противника самолет, которым управлял Капрэлян,  потерпел аварию, экипаж самолета попал в плен.  Спустя полгода Капрэляну удалось бежать из плена, до 23 октября 1942 года он воевал у партизан.  Закончил войну в звании майора, в должности командира 89-го авиационного полка Авиации дальнего действия.     

После увольнения из армии Капрэлян возвращается к летной работе в ГВФ, с 1947 по 1950 год работает летчиком-испытателем Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, где участвует в испытаниях тяжелых бомбардировщиков. С 1947 по 1950 год работает на авиазаводе № 82 в Тушино. В ОКБ М.Л. Миля  Капрэлян участвовал в испытаниях многих типов вертолетов, выполнил первые отрывы от земли и полеты на вертолетах Ми-6 и Ми-10, установил 8 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности на вертолетах Ми-4 и Ми-6: 25 апреля 1956 года – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-4 (высота 6018 м,  груз 2 тонны); 29 апреля 1956 года – рекорд скорости (вторым пилотом) на вертолёте Ми-4 (187,25 км/ч на 500-километровом  замкнутом маршруте); 30 октября 1957 года – 2 рекорда   грузоподъёмности на вертолёте Ми-6    (высота 2432 м, груз 10 тонн и максимальный груз в 12004 кг, поднятый на высоту 2000 м); 16 апреля 1959 года – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6 (высота 4885 метров, груз 10 тонн); 13 сентября 1962 года – 3 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6 (высота 2738 метров, груз 15 и 20 тонн, а также максимальный груз в 20117 кг, поднятый на высоту 2000 м).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при испытании новой авиационной техники, Капрэляну Рафаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двух орденов Трудового Красного знамени, двух орденов Красной Звезды, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта международного класса, подполковник  Р.И. Капрэлян умер 12 июля 1984 года.

Подопечные Р.И. Капрэляна также добились выдающихся летных успехов. Один из самых известных  –  Гурген Рубенович Карапетян. 

Г.Р. Карапетян  родился 9 декабря 1936 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург).  Летчиком-испытателем ОКБ М.Л. Миля стал 30 июня 1961 года. Первое  самостоятельное задание молодого испытателя –  проверка флаттерных характеристик вертолета Ми-1.  Пока начальство спохватилось,  Гурген 21 раз вошел в зону флаттера, старательно фиксируя параметры необычных вибраций на аппаратуру.

«Задание – не догма», страдальчески морщась, выговаривал летчику начальник летно-испытательной станции.  Однако  дело было сделано, с учетом полученных результатов конструкторы доработали лопасти, катастрофы   вертолета Ми-1 прекратились. Карапетян успешно разобрался в другом, новом для вертолетов с рулевым винтом явлении. При висении и заходе на посадку с боковым ветром вертолет Ми-24 начинал вращаться, для парирования вращения не хватало хода педалей. По этой причине в эксплуатации произошло несколько аварий.   При испытаниях Карапетяну удалось воспроизвести подобный «вертолетный штопор», найти из него безаварийный выход, помочь конструкторам разработать эффективные рекомендации. В апреле 1980 года Гургена Карапетяна срочно направили в Афганистан, где уже полгода шли бои с талибами.   В боевых действиях незаменимым оружием стал  вертолет Ми-24, но  в условиях высокогорья его боевые возможности  оказались недостаточными. Некоторым машинам оказались не под силу такие перевалы как Саланг, расположенный   на высоте  4600 м.  За месяц Карапетян побывал почти на всех аэродромах, где базировались Ми-24, помог боевым экипажам освоить разработанные в ОКБ рекомендации по повышению боевой эффективности машины.

В 1986 году Гурген Карапетян принимал участие в работах на Чернобыльской АЭС. Он первым выполнил на вертолете Ми-28 мертвую петлю, другие фигуры высшего пилотажа, установил несколько мировых вертолетных рекордов, участвовал в летных испытаниях вертолетов Ми-2, Ми-10К, Ми-14, Ми-24, Ми-26.

24 января 1991года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники,  Гургену Рубеновичу Карапетяну присвоено  звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

В числе прославленных учеников Р.И. Капрэляна – заслуженный летчик-испытатель СССР, одиннадцатикратный мировой рекордсмен Герман Витальевич Алферов. В ОКБ М.Л. Миля  Г.В. Алферов проработал 28 лет, с 1954 по 1982 год.  На Казанском вертолетном заводе он поднял в воздух первый серийный вертолет Ми-4, впервые поднял в воздух и провел заводские испытания опытного вертолета Ми-3 (в серию по причинам, не связанным с техникой, не пошел), в Ростове-на-Дону  помогал заводским летчикам проводить серийные испытания вертолетов Ми-1Т, Ми-1А, Ми-1М,   вместе со своим учителем Р.И. Капрэляном испытывал опытный вертолет Ми-6 ОП-1, в качестве первого летчика испытателя  выполнил программу заводских испытаний вертолета Ми-10,  в 1969 году был назначен ведущим летчиком-испытателем  боевого вертолета Ми-24, на котором освоил многие элементы сложного пилотирования, некоторые из которых раньше выполнялись только на самолетах. В ходе доводки опытных вертолетов Ми-1, Ми-3, Ми-4, Ми-2, Ми-10, Ми-10К, Ми-26 Г.В. Алферов выполнил ряд исследовательских работ. В 1979 году приказом министра авиационной промышленности он был назначен инспектором летчиком-испытателем МАП вертолетов Ми. Последний год работы в ОКБ М.Л. Миля Г.В. Алферов отметил установлением двух мировых рекордов: поднятие груза 25000 кг на высоту 4100 метров, и груза 56768,5 кг на высоту 2000 метров. За большой вклад в развитие отечественного вертолетостроения Г.В. Алферов награжден орденом Октябрьской революции, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, орденом «Знак Почета», рядом медалей и других знаков отличия.

В числе других летчиков-испытателей, кому  Р.И. Капрэлян помог найти достойное место в ОКБ М.Л. Миля, следует назвать заслуженного летчика-испытателя СССР, мирового рекордсмена  Бориса Владимировича Земского, летчика-испытателя 1-го класса, мирового рекордсмена Николая Васильевича Лешина, летчика-испытателя 1-го класса  Анатолия Борисовича Соколова, летчика-испытателя 1-го класса, мирового рекордсмена Юрия Серафимовича Швачко.  

Г.Р. Карапетян, В.П. Колошенко, Г.В. Алферов, Б.В. Земсков и другие первопроходцы, в свою очередь, стали наставниками нескольких десятков замечательных летчиков-испытателей вертолетов Ми: Юрия Михайловича Пелевина, Леонида Алексеевича Индеева, Александра Ивановича Важенина, Александра Петровича Грушина, Николая Александровича Волгина, Феликса Михайловича Воробьева, Владимира Александровича Пуганова,  Вадима Аркадьевича Казицкого, Вениамина Андреевича Ивонина, Юрия Федоровча Чапаева, Георгия Гавриловича Агапова, Виктора Павловича Бажанова, Бориса Васильевича Савинова. Так становилась летная школа, открывшая небо тысячам винтокрылых аппаратов разработки ОКБ М.Л. Миля.

 

WordPress SEO