ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

Этот человек панически боялся микробов, но бесстрашно пилотировал летательные аппараты.  Проектировал самолеты, сам их испытывал. Построил несколько геликоптеров, в их числе – самый большой и самый маленький. Придумал стюардесс, бюстгальтер без бретелек. В его лабораториях появились на свет первый лазер, ракета класса «воздух-воздух», волоконная оптика, атомные часы, ионный двигатель, жидкокристаллический дисплей.  За 3 дня 19 часов и 17 минуть он облетел земной шар  на двухмоторном «Локхид 14-N2». Совершил рекордный скоростной полет на поршневом самолете. Пережил авиакатастрофу, испытывая предназначенный для военных целей гидросамолет Сикорского.  Пускался в рискованные технические и коммерческие предприятия, неизменно выигрывал. Тридцатилетним красавцем домогался светских красавиц, заполучил на интимный ужин при свечах великую актрису Мэрилин Монро, и … сбежал от нее. Стал первым официальным миллиардером, владельцем компаний «Хьюз Тул», «Бэйкер Хьюз Инк.», «Хьюз Спейс энд Коммюникейшнз», «Рэйзион Системз Компани», «Хьюз Электроникс», авиакомпаний «Хьюз Эйркрафт», «Транс Уорлд Эйрлайнз», «Эйр Вест», исследовательских лабораторий «Хьюз Рисеч», кинокомпании «Ар-Кей-Оу», казино и гостиниц в Лас-Вегасе, рудников и пивной компании. Давал деньги сильным мира сего, включая президента своей страны.  Приговорил себя к заключению в одиночной обители, где закончил свои дни немощным, неопрятным, заросшим нечесаными волосами стариком. Говард Робард Хьюз младший (Howard Robard Hughes) родился 24 декабря 1905 года в Хьюстоне.  Его отец разбогател, сумев, весьма кстати, изобрести «камнеед» —  мощный нефтяной бур со 166 алмазными коронками.

В детстве Говард отличался застенчивостью, ненавидел школу и сверстников. Зато любил ковыряться в старых механизмах, мастерить. От своей матери, Алины Жано, унаследовал паническую боязнь инфекций и другие фобии. В девятнадцать лет Говард потерял обоих родителей и оказался единственным наследником большого состояния. Первое вложение капитала – производство кино. В этом деле проявилась характерная черта  Хьюза – все делать на грани фола. Продюсер, сценарист и актер в одном лице, Хьюз  приобрел 87 истребителей для фильма «Ангелы ада» о пилотах-асах первой мировой войны, снимал реальные батальные сцены, рисковал своей и чужими жизнями, едва не погиб, демонстрируя выход истребителя из штопора.  Меньше повезло трем погибшим пилотам.

Полеты доставляли  Говарду физическое наслаждение. Так возникла страсть к авиации. Он основал фирму "Хьюз Эйркрафт Компани", стал владельцем авиакомпании "Транс-Уорлд Эрлайнз». По его чертежам построили экспериментальный самолет Н-1 «Спешл», который он сам испытывал, установив  в 1935 году мировой рекорд скорости в 567,17 км/ч.

Большие деньги — большие свершения. В 1944 году по контракту с ВВС США фирма Хьюза построила гигантский самолет, превышающий размерами антоновскую «Мрию» АН-225, аэробус А380-800.  Летающая лодка Hughes H-4 Hercules (Геркулес) по прозвищу «Spruce Goose» («Еловый Гусь») имела взлетную массу   136 тонн, оснащалась восемью двигателями воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л.с. каждый и восемью четырёхлопастными пропеллерами Hamilton Standard диаметром 5,23 м. Размах крыльев составлял почти 100 м — больше футбольного поля.

Первый и единственный полет на Геркулесе 2 февраля 1947 года выполнил сам Хьюз.  Высокий уровень вибраций  самолета устранить не удалось.  После длительного хранения самолет нашел вечную стоянку в Калифорнийском музее Лонг-Бич. Неудача с «Геркулесом» не охладила стремления Хьюза к подвигам.  В 1949 году он перекупил у фирмы «Келлет» проект геликоптера – крана  ХН-17 с  диаметром несущего винта  41 м, похожими на крылья шириной 2 м лопастями.  Каналы в лонжеронах   перепускали сжатый воздух от компрессоров двух ТРД J-35 к  горелкам, установленным на концах лопастей.  Разработал конструкцию австрийский конструктор Фридрих Доблхофф (Friedrich von Dobhloff), который начал исследовать реактивный компрессорный привод в 1942 году в Германии, а после войны переехал в США, где стал научным консультантом американских ВВС. Гигантская машина оказалась неудачной. Тогда Хьюз решил сделать шаг от великого большого к великому малому. Он распорядился построить са мый маленький  практически пригодный геликоптер. Аппарату присвоили обозначение Hughes-269. В октябре 1956 года  опытный экземпляр сверхлегкого геликоптера поднялся в воздух.

Новая машина получилась востребованной. «Летающим джипом» заинтересовались аэроклубы, спортсмены, фермеры, полиция, лесники. Летом 1961 года  началось серийное производство Hughes-269. Через пару лет производилось уже несколько сотен машин в год. Модернизированная машина в двух и трехместном вариантах, на которых применялись различные модификации 180-сильного двигателя Lycoming HIO-360-B1A и HIO-360-1A1,  получила обозначения Hughes-200 и Hughes-300.

В 1967 году на Hughes-300С установили малошумный рулевой винт. Такой геликоптер постепенно заменил старые модели. Последний геликоптер, созданный при жизни Хьюза, – знаменитый  противотанковый боевой АН-64 «Апач».

В последние годы жизни Говада Хьюза стали преследовать маниакальные фобии.  Он ничего не касался голыми руками, не менял одежду, предпочитал ходить голым и ничего не есть.

  Говард Хьюз  умер 5 апреля 1976 года во время перелета в Хьюстонский госпиталь.

После смерти Хьюза его геликоптерная компания перешла  в  собственность корпорации McDonnell-Douglas.  Продолжатели Хьюза разработали противотанковый вертолет MD 500 ASW «Дефендер», гражданский вариант Хьюз 500Е, семейство  легких гражданских геликоптеров MDX NOTAR, где рулевой винт заменен системой щелевых сопел, выбрасывающих поток газов от ГТД.

 

                                      

 

WordPress SEO