УКОРОЧЕНИЕ СООСНОЙ

«Родился я, чтоб укротить тебя…»  У. Шекспир

Среди рекламируемых преимуществ соосной схемы вертолета  – компактность, меньшие габариты по сравнению с габаритами винтокрылых аппаратов других классических схем.                                 

Мнение  о компактности вертолета соосной схемы справедливо на две трети  —  для двух пространственных координат из трех: в продольном и поперечном направлении вертолет ужимается до минимума, вписываясь в круг, ометаемый несущими винтами, зато он довольно нахально превосходит коллег высотой. Для летных свойств такая «высотность»  соосного вертолета не слишком вредна. Иные  дела земные. Техническое обслуживание верхнего винта затруднительно без специальной  стремянки. Главное же – высота машины может затруднять размещение ее в грузовом отсеке трейлера, самолета или хранение в корабельном ангаре, например, размещение российской «Черной акулы» в ангарах французского десантного вертолетоносца «Мистраль» (Mistral). Способ «укорочения» соосного вертолета предложил конструктор Кумертауского авиационного производственного предприятия  (КумАПП)  Борис Яковлевич Поднебеснов (патент №2155702 с приоритетом от 15.04.1999 года).

Изобретение реализовано на двухместном вертолете “Rotorfly”, спроектированном и построенном в Башкирии акционерным обществом  ОКБ «РОТОР» совместно с КумАПП в 2005 году.

 Основные данные аппарата: силовая установка – 100-сильный мотор Rotax 912 ULS с расходом автомобильного бензина марки А-95 порядка 12 — 16 л/ч,  взлетная масса 500 кг, масса пустого 250 кг, диаметр НВ 6 м, максимальная скорость 170 км/ч, крейсерская скорость 140 км/ч, дальность полета 500 км, статический потолок 2 000 м. Пространство между верхним и нижним несущими винтами свободно от деталей проводки управления, которые спрятаны внутри вала верхнего винта.  Этим достигается возможность осевого перемещения верхнего винта относительно своих подшипниковых опор и приводной шестерни редуктора. Автомат перекоса верхнего винта расположен выше втулки верхнего винта, автомат перекоса нижнего винта расположен под нижним винтом; оба они подвижны в осевом направлении. Крепление лопастей к втулкам  НВ – посредством композитного торсиона. Шасси полозковое, для перемещения по земле предусмотрена установка съемных колес. Еще одна особенность вертолета – наличие быстродействующей пиротехнической парашютной системы МВЕН «Кобра»-500, рассчитанной на груз 500 кг.

 

Добавить комментарий

WordPress SEO