ИМЕНИ ДЖОВАННИ АГУСТА

Авиационную компанию «Агуста» (Construzioni Aeronautiche Agusta Spa) итальянский пионер аэронавтики, выходец из Сицилии граф  Джованни Агуста (Giovanni Agusta) основал  в 1907 году в городе Касцина Коста (Cascina Costa di Samarate) близ Милана. 14 февраля 1910 года он совершил первый полет на самолете собственной конструкции.

        Музей «Агуста» в Касцина Коста

К сожалению,  в 1927 году жизненный  путь графа оборвался.  Его бизнес перешел к вдове Жюзепинне (Giuseppine) и старшему сыну Доменико (Domenico) Агуста.  По условиям мирного договора послевоенной Италии было запрещено строить самолеты, и в  1945 году Доменико выделил из авиационной компании ставшее впоследствии знаменитым отделение MV Agusta по производству мотоциклов.

В 1950 году действие запрета на авиационное производство в Италии закончилось, и компания «Агуста» начала изготавливать небольшие бипланы, приступила к обслуживанию американских самолетов. В 1952 году компания приобрела лицензию на изготовление вертолетов Белл 47 и почти одновременно, используя конструктивные решения американского прототипа,  приступила к проектированию собственных  геликоптеров типа А102, А103, А104 и т.д. В 1998 году в результате слияния компаний «Агуста» и Белл (Bell Helicopter Textron company), которые сотрудничали, начиная с  1952 года,  образована совместная компания Bell/Agusta Aerospace Company (BAAC). В июне 2000 года итальянская финансовая  компания Finmeccanica S.p.A. и государственная компания Великобритании GKN plc подписали соглашение о слиянии их соответствующих подразделений (Agusta и GKN-Westland Helicopters), сформировав тем самым новую компанию — AgustaWestland. Finmeccanica и GKN получили по 50 % акций AgustaWestland. Доля AgustaWestland на рынке VIP и корпоративных перевозoк составляет свыше 90 %.  Геликоптеры компании  эксплуатируются в сегментах поиск и спасение, скорая помощь, охрана правопорядка, транспортировка персонала на нефтяные платформы и т. д.

3 февраля 1959 года совершил первый полет геликоптер Agusta A102, спроектированный на базе Белл 48.

Экипаж 1, пассажиров 7-9, поршневой двигатель 1 x Pratt & Whitney R-1340-S1H4 мощностью 581 л.с., диаметр НВ 14,5 м, масса пустого 1810 кг, масса взлетная 3025 кг, максимальная скорость 177 км/ч, крейсерская скорость 160 км/ч, практический потолок 3900 м, дальность  400 км.

Agusta A103

Легкий одноместный геликоптер совершил первый полет в октябре 1959 года.

Экипаж 1, поршневой двигатель Agusta GA.70, 85 л.с., диаметр НВ 7, 4 м, масса взлетная 460 кг, максимальная скорость 150 км/ч, практический потолок 2000 м, дальность  450 км.

 

Agusta A104 Helicar

В декабре 1960 года начал испытания двухместный геликоптер Agusta A104 Helicar двухместный вариант геликоптера Agusta A103. Построено два экземпляра машины.

Экипаж 1, пассажиров 1, поршневой двигатель Agusta GA.140, 140  л.с., диаметр НВ 7, 95 м, масса взлетная 640 кг, максимальная скорость 165 км/ч, практический потолок 3000 м, дальность  330 км.

 

Agusta A115

Первый геликоптер компании «Агуста» с турбовальным двигателем. Выполнил полет в 1961 году. Изготовлен один опытный экземпляр.

Экипаж 1, пассажиров 3, турбовальный двигатель Turbomeca Astazou II turboshaft мощностью 480 л.с., диаметр НВ 11,33 м, масса пустого 730 кг, масса взлетная 1350 кг, максимальная скорость 170 км/ч, крейсерская скорость 150 км/ч, практический потолок 4750 м, дальность  260 км.

В 1958 году компания начала проектировать средний многоцелевой 16- местный геликоптер для итальянских ВВС.  Изначально машина обозначалась AZ 101G. Руководил  работами ведущий конструктор фирмы Филиппо Запатты. Для силовой установки команда Запатты выбрала  три турбовальных двигателя Turbomeca Turbo мощностью 750 л.с. каждый.

               У геликоптера А101. Третий справа – Доменико Агуста

      В 1959 году были установлены три  двигатели Bristol Siddeley Gnome   мощностью 1000 л.с. каждый, пассажировместимость увеличилась до 35 человек, а максимальная взлетная масса машины достигла 11299 кг.   В результате многочисленных изменений в конструкции обозначение вертолета поменяли на А101G. Некоторые детали этого варианта сохранились до середины 1961 года, когда появилась противолодочная модификация.   19 октября 1964 года прототип, предназначенный для итальянских ВВС, впервые поднялся в воздух. Вертолет оснащался тремя турбовальными двигателями Bristol Siddeley Gnome Н.1200 мощностью   1250 л.с. каждый и пятилопастным несущим винтом. Слева на киле размещался шестилопастной хвостовой винт, а справа — большой стабилизатор. А101G имел вместительную кабину со сдвижными дверями и большую заднюю рампу (аппарель) для автомобилей и иных крупногабаритных грузов. Кабина вмещала 35 человек  или груз    весом 6500 кг.   В санитарном варианте вертолет брал на борт 18 носилок и до пяти медицинских работников. А101G также мог использоваться как летающий кран с грузом до 5000 кг на внешней подвеске.   Прототип А101G (серийный номер ММ 80358) изначально имел четырехстоечное шасси, которое позже было заменено на трехстоечное путем удаления передней пары стоек и их заменой на одну со сдвоенными колесами. Вслед за первым построили еще два прототипа с более мощными двигателями Gnome Н.1400 по 1400 л.с. каждый и увеличенной длиной фюзеляжа. Все три прототипа эксплуатировались итальянскими ВВС. Гражданский вариант вертолета с тремя турбовальными двигателями Bristol Siddeley Gnome H.l 800 мощностью по 1750 л.с. был разработан фирмой "Agusta" под индексом А101H. В качестве альтернативы предлагались турбовальные двигатели General. Масса пустого 6400 кг, масса максимальная взлетная 12900 кг, диаметр НВ 19,9 м, максимальная скорость 230 км/ч, крейсерская скорость 183 км/ч, практический потолок 2600 м, дальность 560 км.
 

Agusta A106

Ноябрь 1965 года – одноместный противолодочный геликоптер Agusta A106, вооруженный двумя торпедами.  Масса пустого – 590 кг, масса максимальная взлетная  1400 кг, двигатель Turbomeca TAA230 мощностью  300 л.с., максимальная скорость 170 км/ч, практический потолок 3000 м.

AgustaBell AB 206 «JetRanger»

Agusta-Bell AB206 – один из наиболее популярных геликоптеров JetRanger.

Первый собранный по лицензии геликоптер закончен производством в конце 1967 года. Начало серийного производства – 1971 год.  Экипаж 1, пассажиров 4, двигатель 1 ГТД Allison 250-С20 мощностью 400 л.с., диаметр НВ 10,16 м, масса пустого 682 кг, масса максимальная взлетная 1519 кг, максимальная скорость 226 км/ч, крейсерская скорость 214 км/ч, дальность 675 км, практический потолок 6100 м.

В 1978 году появилась модификация АВ206В JetRanger III с двигателем Allison 250-С-20В и рядом конструкционных изменений. Под обозначением Bell Model 206L LongRanger фирма "Agusta" выпускала по лицензии вариант с удлиненным фюзеляжем.

Модельный ряд   семейства лёгких многоцелевых вертолётов Agusta АW109,  спроектированных в конце 1960-х годов.

A109A — первая серийная модель,  два  турбовальных  двигателя Allison 250-C20. Первый полет 4 августа 1971 года. Первоначальное название "Hirundo" (на латыни ласточка ).

A109A К.Р. — военная версия для итальянской армии.

A109A Mk II  — модернизированный гражданский.

A109A Mk.II MAX —  аэромедицинская версия с дополнительной широкой кабиной и навесными дверцами  сверху и снизу.

A109C — восьмиместный гражданский вариант, оснащенный двумя турбовальными двигателями  Allison 250-C20R-1 мощностью 420 л.с. каждый. Первый полет -. 4 августа 1971 года. Максимальная взлетная масса 2600 кг, максимальная скорость 280 км/ч, практический потолок 4450 м.

A109E  -модернизированный гражданский вариант, изначально оснащенный двумя  двигателями TurbomecaArrius 2K1, которое позже были заменены на двигатели Pratt & Whitney  PW206C.

A109LUH – военная версия «LUH» на основе A109E Power. 

MH-68A Stingray – модификация для береговой охраны Соединенных Штатов.

A109K — военная версия.

A109K2 – версия для поиска и спасения.

A109M — военная версия.

A109KM — военная версия для больших высот и повышенных температур.

A109KN — военно-морская версия.

A109CM — стандартный военный вариант.

A109GdiF — версия для итальянского министерства финансов.

A109BA — версия  для бельгийской армии.

AW109S Гранд — два Pratt & Whitney PW207, удлиненный салон, удлиненные лопасти несущего винта с разным оформлением кончика.

CA109 — китайская версия производства Чанхэ Aircraft Industries корпорацией по лицензии.

AW109 Grand New (или AW109 SP).

AgustaSikorsky HH-3F

 

1973 год — Agusta-Sikorsky HH-3F, вариант геликоптера  Sikorsky S-61R.

 

 

Agusta A129 Mangusta ( Mongoose )

Разработка 1982 года.

Первый полет 11 сентября 1983 года. Эксплуатация с 1990 года. Экипаж — пилот и оператор вооружения, диаметр НВ 11,9 м, масса  пустого 2529 кг, масса максимальная взлетная 4600 кг. Силовая установка:  2 турбовальных Rolls-Royce Gem 1004 мощностью 881 л.с. каждый. Максимальная скорость 250 км/ч., дальность 561 км, практический потолок 4725 м, статический потолок  с использование эффекта земли 3140 м,  без использования эффекта земли 1890 м. Вооружение: Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм пушка Lockheed Martin/Otobreda TM 197B с 500 п. или 1 × 20 мм пушка Giat M-621. Точки подвески: 4, боевая нагрузка 1200 кг

Управляемые ракеты:
Неуправляемые ракеты: 71 мм или 80 мм ракеты в 4 блоках по 7 или 19 ракет
Дополнительное вооружение: 2 × 7,62 мм или 12,7 мм пулемёты или 20 мм подвесные артиллерийские установки.                                                                        
 
   Agusta A119 Koala

7-и  местный  Agusta A119 Koala (AgustaWestland AW119), двигатель Pratt & Whitney PT6B-37 мощностью 1000  л.с. Впервые показан публике в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже. Предназначен для бизнес авиации и VIP  перелетов.

NH Industries NH90

В 1985 Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, и Соединенное Королевство разработали требования к многоцелевому военному геликоптеру для сил НАТО. Первый полет прототипа состоялся  18 декабря 1995 года. Разработано два варианта – тактически транспортный (TTH) и  морской противокорабельный (NFH). Производился на трех серийных предприятиях: Cascina Коста в Италии AgustaWestland, Marignane во Франции и в Донауверт Германии для Eurocopter

Экипаж 2 пилота (возможен также оператор вооружения). Диаметр НВ 16,3 м, масса пустого 6400 кг, масса максимальная взлетная 10600 кг, полезная нагрузка 4200 кг (20 солдат). Силовая установка: 2 турбовальных Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01/9  мощностью 2230 л.с. каждый или  2 турбовальных  General Electric T700-T6E мощностью 2 115 л.с. каждый. Максимальная скорость 300 км/ч, дальность 800 км, практический потолок 6000 м. Вооружение: противолодочные ракеты и/или надводные ракеты (модель NFH )

 

 

 

Модельный ряд геликоптеров AgustaWestland

EH101/AW101

 

Первый полет 9 октября 1987 года.
Июнь 2007 года — EH101 переименован в AW101.
Экипаж 1-2 (+ 2 оператора в противолодочном варианте).
Масса пустого 10500 кг, масса максимальная взлетная 14600 кг, масса полезной нагрузки на подвеске 5443 кг (30 солдат или 16 раненых на носилках), диаметр НВ 18,59 м.
Силовая установка:  3 × турбовальных Rolls-Royce Turbomeca RTM322-01/08 мощностью 2100 л.с. каждый. Максимально допустимая скорость  309 км/ч, крейсерская скорость  278 км/ч, практическая дальность  1129 км, продолжительность полёта  5 часов, практический потолок  4575 м, статический потолок  с использованием эффекта земли 2225 м,  без использования эффекта земли  1128 м.
Вооружение:
Стрелково-пушечное  до 5 пулемётов у военно-транспортных вариантов
Боевая нагрузка  960 кг различного вооружения:
глубинные бомбы (включая Mk.11 mod 3);
— управляемые ракеты 2 × ПКР (ВМС Италии Marte Mk.2/S);
— неуправляемые ракеты (возможна подвеска блоков).

3 февраля 2001  года —  первый полет AB139.

Cиловая установка: 2 x ГТД Pratt & Whitney Canada PT6C-67C, взлетная мощность 2 х 1625 л.с. Диаметр несущего винта 13,8 м, взлетная масса 6000 кг, полезная нагрузка внутри кабины 2500 кг, полезная нагрузка на внешней подвеске 2700 кг, максимально допустимая скорость 310 км/ч, крейсерская скорость 290 км/ч, статический потолок вне влияния земли 3600 м, продолжительность полета 3,9 ч

AW109 Power

Экипаж 1-2 пилота.  Пассажиров  7/6. Диаметр НВ 11 м. Масса пустого 2000 кг. Масса максимальная взлетная  2850 – 3 000 кг (в зависимости от варианта).m Силовая установка: два двигателя Pratt & Whitney Canada 206C или Turbomeca Arrius 2K1 турбовальные  2 х 567 л.с. или 2 х  571 л.с.  Максимальная скорость 285 км/ч. Дальность 964 км. Практический потолок 6000 м.

AW Grand

Экипаж 1-2, пассажиров 6-7, двигатель Pratt & Whitney PW207C мощностью 625 л.с., масса пустого 3200 кг, масса максимальная взлетная 3200 кг,  диаметр НВ 10,83 м,  максимальная скорость 302 км/ч, крейсерская скорость 272 км/ч, практический потолок 5610 м, дальность 785 км/ч, максимальная продолжительность полета 4 часа  9 минут.

AW189

Многоцелевой двухдвигательный гражданский  геликоптер, рассчитанный на перевозку 16-18 пассажиров. Представляя модель в 2011 году на Авиашоу в Париже, Бруно Спаньоли (Bruno Spagnolini), президент Агуста-Вестланд сказал примерно следующее: «AW189 предлагает  рынку самое продвинутое, универсальное и эффективное в своем классе транспортное средство,  отвечающее их настоящим и будущим требованиям”. 

Силовая установка – два двигателя General Electric CT7-2E1, оборудованные системой FADEC.  Повышенное внимание уделено обеспечению ударопрочности конструкции, топливной системы, сидений. Главный редуктор способен полчаса работать без смазки.  Геликоптер остается устойчивым на воде при волнении моря до 6 баллов. Предусмотрены легко доступные спасательные плоты. Минимизировано число обязательных замен и ремонтов компонентов геликоптера, упрощено их техническое обслуживание. Вспомогательная силовая установка обеспечивает кондиционирование кабины без участия основных двигателей.

BellAgusta Aerospace

BA609

Bell/Agusta BA609 (Белл-Агуста BA-609) — конвертоплан. Производитель: Bell/Agusta Aerospace Company. Первый в мире гражданский конвертоплан.

Испытательный  полёт состоялся 6 марта 2003 года в Арлингтоне, штат Техас.

Экипаж 2 чел, полезная нагрузка 6-9 пассажиров или до 2500 кг груза.  Силовая установка: два двигатели   Pratt & Whitney Canada PT6C67A мощностью 1848 л.с. каждый.  Крейсерская скорость 509 км/ч, практическая дальность  1852  км, скороподъёмность 456 м/мин,  практический потолок 7550 м, статический потолок 3866  м.

WordPress SEO