МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

 

 

Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось,
Догнать и перегнать отцов
!

Jules Gabriel Verne

Невидимый, как обратная сторона Луны, Жюль Верн – обширная, скрупулезно оформленная картотека. В карточках – записи, вклеенные вырезки из газет, журналов, рефератов, всевозможные сведения о новинках техники, изобретениях, географических открытиях.  Все подобрано по темам, разложено по тетрадям – их накопилось 20000 — помещено в дубовые ящички собственного изготовления.              Современники писателя, попадая под обаяние технических подробностей необычных машин, или любовно выписанного ландшафта незнакомой природы, полагали, что все, о чем им рассказывает писатель, произошло на самом деле, и не когда нибудь в далекие времена, а только вчера – и они расхватывали поступающие в продажу книги, как горячие пирожки.

Многое, о чем рассказывал Жюль Верн, могло свершиться на самом деле, если не вчера, то сегодня.  Иное ждет завтрашнего дня.

Роман «Пять недель на воздушном шаре» украсил  прилавки книжных магазинов Парижа 31 января 1863 года. В 1783 году два француза  уже поднимались на воздушном шаре, почему бы, спустя 80 лет, трем французам  не побыть на воздушном шаре пять недель. Роман «20 000 лье под водой» написан в 1870 году.   Реальный Роберт Фултон (Robert Fulton, 1765 — 1815), спустил под воду свой «Наутилус» в 1800 году. Еще раньше, в 1620 году, голландский инженер Корнелиус  ван Дреббель (Drebbel, Cornelius,1572 — 1633), построил действующий образец подводной лодки для короля Англии Джеймса. Винтокрылый «Альбатрос», из опубликованного в 1886 году романа Жюль Верна «Робур завоеватель» — расшитый кружевами технических подробностей «Аэронеф» Густава Д’Амекура образца 1860 года.  Притом, что такого геликоптера, каким он описан в романе, и по сей час не существует.  Конструкция будущего?

 "Корпус. — В закругленном, прочно сбитом корпусе  установлены  аппараты, вырабатывающие механическую энергию, и размещены различные  склады  —  для орудий, инструментов и приборов, а также  главная  кладовая  для  провизии всех видов;  в  нем  помещаются  и  бортовые  цистерны  для  воды.  Сверху находится платформа  длиною  в  тридцать  и  шириною  в  четыре  метра,  с настилом, как у  палубы  настоящего  корабля,  нос  которого  оканчивается волнорезом. По краям палубы — небольшие стойки, соединенные  решетками  из железной проволоки и  деревянными  перилами.  На  палубе  возвышаются  три рубки,  отделения  которых  предназначены  либо  для  экипажа,  либо   для размещения машин. В центральной рубке  установлена  машина,  приводящая  в действие все подъемные аппараты, в  носовой  рубке  —  вращающая  передний гребной винт, в кормовой — вращающая задний гребной винт; все  эти  машины действуют независимо друг от друга. На носу, в передней рубке, расположены буфетная, кухня и помещение экипажа. На корме, в задней  рубке,  находятся несколько кают, среди них каюта инженера  и  столовая;  а  над  всем  этим высится застекленная будка: в ней  рулевой  при  помощи  мощного  штурвала направляет  ход  воздушного  корабля.  Свет  в  рубки   проникает   сквозь иллюминаторы, в которые вставлены особым способом закаленные стекла, раз в десять прочнее обыкновенных. Под корпусом воздушного  корабля  расположена система  гибких  пружин,  цель  которых  —  смягчать   толчок   в   момент приземления, хотя посадка летательного аппарата происходит  очень  плавно, ибо все его движения послушны воле инженера.  
   Машинное отделение. — Не в водяном паре или парах других жидкостей,  не в сжатом воздухе или ином упругом газе, не во взрывчатых смесях, способных производить механическую работу, нашел Робур источник энергии, необходимой для  того,  чтобы  удерживать  в  воздухе  и  приводить  в  движение  свой летательный аппарат. Он обратился к  электричеству  —  той  силе,  которой суждено в один прекрасный день сделаться  душою  промышленности.  Впрочем, инженер не стал применять  никакой  машины,  вырабатывающей  электрический ток, но ограничился лишь батареями и аккумуляторами. Однако какие элементы входили в состав этих батарей, какие кислоты приводили их в действие?  Это Робур хранил в тайне, так же как и устройство аккумуляторов…   
   Подъемные аппараты  и  аппараты  тяги.  —  Над  платформой  вертикально установлены тридцать семь осей, из них по пятнадцати  —  вдоль  бортов,  с каждой стороны, и семь более высоких — посредине. Можно подумать, что  это корабль о тридцати семи мачтах! Только  мачты  эти  вместо  парусов  несут каждая по два горизонтально укрепленных винта небольшого диаметра и  шага, которым можно  придать  необычайную  быстроту  вращения.  Винты  вращаются независимо один от другого, помимо этого, все они,  попарно,  вращаются  в противоположном  направлении.  Подобное   устройство   необходимо,   чтобы летательный аппарат не  начал  вращаться  вокруг  собственной  оси.  Таким образом, опираясь на вертикальный столб воздуха, подъемные  винты  создают подъемную  силу,  одновременно  уравновешивая  воздушный   корабль   и   в горизонтальной  плоскости.  Итак,  летательная  машина   инженера   Робура оборудована семьюдесятью четырьмя подъемными винтами, причем  три  лопасти каждого из них соединены по краям  металлическим  ободом,  который  служит
маховым колесом и тем самым облегчает работу двигателя. На носу и на корме "Альбатроса" на горизонтальных осях укреплены два четырехлопастных гребных винта с  большим  шагом;  эти  винты  могут  вращаться  в  противоположных направлениях, двигая летательный аппарат вперед или назад в горизонтальной плоскости. Их диаметр больше, чем диаметр подъемных винтов,  и  они  также могут вращаться с необыкновенной быстротой.    Словом,  создавая  свой  "Альбатрос",  инженер  Робур  усовершенствовал системы летательных аппаратов, которые  признали  лучшими  гг.  Косею,  де Лаландель и де Понтон д'Амекур. Но  он  имел  полное  право  считать  себя пионером в выборе и использовании источника энергии для двигателей  своего воздушного корабля.
   Остается выяснить, какой материал употребил инженер  Робур  для  своего воздушного   корабля;   кстати,   название   "корабль"   вполне   подходит "Альбатросу". Что ж это был за материал — столь прочный,  что  острый  нож Фила Эванса не мог его даже поцарапать,  а  дядюшке  Пруденту  не  удалось разгадать его природу? Всего-навсего бумага!
   Уже много лет изготовление такого рода бумаги приняло широкие  размеры.  Не клееная бумага, листы которой пропитаны декстрином и крахмалом, а  затем пропущены через  гидравлический  пресс,  образует  материал  твердый,  как сталь. Изготовленные из нее блоки, рельсы, колеса для вагонов  —  прочнее, чем изделия из металла,  но  зато  куда  легче.  Именно  эту  прочность  в соединении с легкостью и  решил  использовать  Робур  при  создании  своей летательной машины. Корпус, палуба, рубки, каюты — все было изготовлено из соломенной бумаги, превратившейся под прессом чуть ли не в металл;  бумага эта приобрела еще одно свойство — невоспламеняемость,  —  особенно  важное для воздушного корабля, движущегося на большой высоте. Различные составные части подъемных аппаратов и аппаратов тяги — оси и лопасти винтов  —  были изготовлены из желатинированной  фибры,  одновременно  прочной  и  гибкой. Материал этот,  способный  принимать  любую  форму,  не  растворяющийся  в большинстве газов и жидкостей, в частности в кислотах и спиртах, не говоря уже  о  его  изоляционных  качествах,  был  просто  незаменим  в  машинном отделении "Альбатроса".
   Инженер Робур, боцман Том  Тэрнер,  механик  с  двумя  подручными,  два рулевых и повар — всего восемь человек — составляли  экипаж  "Альбатроса"; они без труда справлялись с вождением воздушного корабля во время  полета. Охотничье и военное оружие, приспособления для рыбной ловли, электрические фонари, наблюдательные приборы, буссоли и секстаны, чтобы определять путь, термометр для  измерения  температуры,  различные  барометры  —  одни  для определения достигнутой высоты, другие для того, чтобы отмечать перемены в атмосферном  давлении,  штормгласс  для   предсказания   бури,   небольшая библиотека, портативная типография, артиллерийское  орудие,  установленное на вращающемся лафете в центре платформы, заряжавшееся с казенной части  и выбрасывавшее ядра калибром в шестьдесят миллиметров, запас пороха и пуль, динамитные шашки, кухня, обогреваемая  током  от  аккумуляторов,  солидный запас мясных и овощных консервов, уложенных в камбузе рядом с  несколькими бочонками бренди, виски и  джина,  —  словом,  все,  что  нужно,  чтобы  в продолжение  нескольких  месяцев  не  приземляться,   входило   в   состав оборудования и припасов воздушного корабля, не  говоря  уже  о  знаменитой трубе!
   Помимо этого, на борту "Альбатроса" была  легкая,  не  тонущая  в  воде резиновая лодка, которая могла выдержать вес восьми человек на поверхности реки, озера или спокойной морской глади».
   Из обилия используемых  в конструкции «Альбатроса» технических новинок, Жюль Верн отдает Робуру только приоритет  предложения использовать электрическую энергию в качестве источника мощности двигателей воздушного корабля.  Приоритет спорный – в 1870 году, за 16 лет до выхода романа, русский изобретатель А.Н. Лодыгин предлагал  правительству Франции  проект «воздухоплавательной машины», в которой винты приводились во вращательное движение посредством электромагнитной машины.   Со своим  «Электролетом» русский изобретатель ознакомил Феликса Надара — близкого друга Жюль Верна.
В проекте «Грозный» из романа  «Властелин мира» Жюль Верн  придал машине свойства автомобиля, катера и подводной лодки. Аппарат снабжен  крыльями, которые обычно прижаты к бортам. На быстром ходу автомобиля или катера  крылья могут расправиться, и аппарат прыгает в воздух.  Пока такие чудеса можно увидеть лишь в фантастических боевиках.

Жюль-Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года на острове Фейдо,  отделенным от портового города Нант одним из рукавов Луары.  Отец Жюля – владелец юридической конторы, потомственный юрист Пьер Верн, мать – коренная бретонка Софи Верн. С детства Жюль стремился к приключениям.  Одиннадцатилетним мальчиком он попытался удрать из родного дома, обманным путем устроившись юнгой на шхуну «Корали», взявшую курс в Вест-Индию. Номер не удался.  Отец пустился в погоню, догнал беглеца, дома выпорол, посадил на хлеб и воду.  В 18 лет Жюль успешно закончил Нантский королевский лицей и по настоянию отца поехал в Париж продолжить образование. Здесь юноша, наряду с учебой в колледже, посещает театры, насколько позволяют присылаемые отцом скудные средства, пробует свои силы в литературе. Первый скромный успех – комедия «Сломанные соломинки», написанная совместно с Александром Дюма сыном. 20 мая 1856 года на свадьбе своего друга Верн познакомился с Онориной де Виан (в девичестве Морель) – вдовой, имевшей двух детей от первого брака.  Через 8 месяцев они поженились. 3 августа 1861 года Онорина родила сына, названного Мишелем. В это время Жюль Верн  путешествовал по Скандинавии. Мечта Жюль Верна о море исполнилась, когда писателю стало за тридцать:  на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, Африку, на океанском пароходе "Грейт-истерн", приплыл в Северную Америку.

Славу молодому автору принесла идея «три в одном».  Куличи романов, которые Жюль Верн выпекал дважды в год, были  сделаны из теста, замешанном на технических изобретениях, географических открытиях и научном предвидении.   Легкость повествования в сочетании с дотошной подробностью переживаемых героями событий с лихвой заменяли широкой публике полное отсутствие в его романах роковых красавиц, безжалостных бандитов и хитрых жуликов.  Всего он написал около ста книг, около 70 повестей и романов: Пять недель на воздушном шаре, Воздушное путешествие через Африку, Робур-Завоеватель,  Путешествие к центру Земли, С Земли на Луну, Дети капитана Гранта, Вокруг Луны, 20 000 лье под водой, Вокруг света в 80 дней, Пятнадцатилетний капитан, 500 миллионов Бегумы, в XXIX веке, Один день американского журналиста в 2889 году, Плавучий остров, Равнение на знамя,  Властелин мира и другие.

Жизнь писателю укоротил  сошедший с ума его любимый племянник Гастон: весной 1886 года он выстрелом из пистолета тяжело ранил Жюль Верна в ногу. Засевшую в ноге пулю извлечь не удалось, причиняющая сильную боль рана не заживала.

Жюль Верн умер 24 мая 1905 года в Амьене, родном городе своей жены Онорины Морель.

В 1902 году он сказал интервьюеру «Новой Венской газеты»:  «Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.."

 

 

 

 

 

 

 

WordPress SEO