НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК

9 августа 1884 года в пригороде Парижа Шале-Медоне  отдал швартовы  дирижабль. Он набрал высоту 300 м и при  полном безветрии  полетел на юг.  Пролетев 4 км,  воздушный корабль развернулся в обратном направлении и через 23 минуты оказался в месте отправления.

Наверное, любой день календаря чем-то знаменателен.  9 августа 480 лет до нашей эры триста спартанцев преградили путь персам у Фермопил. 9 августа  48 лет  до нашей эры Цезарь разбил войска Помпея. В этот день  в 1803 году построенный Робертом Фултоном корабль при помощи парового двигателя мощностью 8 л.с. промчался по Сене со скоростью 2,9 мили в час, а в 1872 году французский мореплаватель де ЛАПЕРУЗ основал форт на берегу залива Гудзона. В  калачный ряд  полет воздушного тихохода над Медонским парком вроде бы не становится. Если бы не две изюминки: то был первый  полет первого в мире по-настоящему управляемого дирижабля,   а одним из  пилотов и конструктором корабля был капитан, впоследствии полковник Шарль Ренар, директор Медонского воздухоплавательного парка, внесший неоценимый вклад в развитие винтокрылых аппаратов.  К тому же, сам Медонский парк – место историческое.  Здесь в 1974 году Конвент революционной Франции, воодушевленный впечатлением, которое произвели монгольфьеры на австрийское войско, основал первую в мире воздухоплавательную школу.  Правда эта школа просуществовала всего пять лет – Наполеон, спешно вернувшийся из не очень удачного похода в Египет, в 1979 году ее без объяснения причин закрыл.  Новое призвание этот пригород Парижа обрел в 1871 году, когда французское правительство учредило Шале-Медонский воздухоплавательный парк, первым начальником которого стал Шарль Ренар.

Шарль Ренар  (Renard Charles) родился 23 декабря 1847 года в небольшой комунне Дамблен (  Damblain) департамента Vosges в Лотарингии  на северо-востоке Франции. Получив хорошее политехническое образование, он избрал военную карьеру, во время службы  увлекся изобретательством, особенно в области  воздухоплавания. Имея дело с различными воздушными шарами и дирижаблями, Ренар обнаружил чрезмерное количество конструкций швартовочных  тросов и  в 1877 году предложил математически обоснованный способ стандартизации их типоразмеров.  Использование способа Ренара позволило сократить число типоразмеров с 425 до 17. Спустя более 80 лет предложенные Ренаром предпочтительные числа  были   узаконены международным стандартом  ISO 3 (1952 год).  В 1877 году Ренар устроил в Шале – Медон первую в мире аэродинамическую лабораторию.  В 1879 году Ренар  добился от военного ведомства разрешения построить ангар для хранения и ремонта воздушных шаров и дирижаблей.  В этом ангаре, напоминающем по форме букву Y (le Hangar Y),  вместе со своим сослуживцем лейтенантом Артуром  Кребсом (Arthur Krebs) и его братом Полем он строит дирижабль «Франция» (La France). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангар Y в 1884 году.

Длина – 70 м, ширина – 24 м,

высота – 26 м.

 

Этот же ангар в 2002 году.

9 августа 1884 года дирижабль ”La France”, оснащенный 9-сильным электромотором Грамме и тянущим четырехлопастным воздушным винтом диаметром 7 м, совершил над плато Villacoublay 23-минутный круговой полет протяженностью около 8 км, возвратился к месту старта и благополучно приземлился.  Длина дирижабля составила 52 м, объем 1900 м3. На Парижской выставке 1889 года Шарль Ренар демонстрирует  разработанный в 1873 году летательный аппарат «дирижабль- парашют».

 

Renard's "Dirigible Parachute", 1889

Фото Филиппа Гервиаса (Gervias)

Опыт строительства и применения управляемого дирижабля привел Ренара к убеждению, что будущее авиации за геликоптерами – летательными аппаратами, использующими для создания  подъемной силы воздушный винт.  Он  реализует обширную программу исследования воздушных винтов, испытывает на специально построенных установках десятки винтов различных форм и размеров. Обобщив результаты  опытов, Ренар вывел эмпирическую формулу, связывающую силу тяги Т двойного винтового пропеллера в килограммах с диаметром винта D в метрах и мощностью машины N в лошадиных силах:   Т = 8,85 D 2|3 N 2|3

Подобная формула, выведенная теоретическим путем исходя из фундаментальных законов сохранения энергии и количества движения, в настоящее время известна под названием «формула со степенью 2/3».  Ее также иногда называют формулой Жуковского — Вельнера, хотя вряд ли бы знаменитые ученые согласились забыть о вкладе Шарля Ренара в ее создание. Шарль Ренар предложил простые способы анализа весового совершенства  и прочности несущего винта. В  1904 году он, задолго до известных конструкций Хуана де ля  Сиервы изобрел универсальный шарнир втулки несущего винта, разгружающий комель лопасти от действия больших переменных изгибающих моментов. Накопленный опыт разработки воздушных винтов позволил Ренару построить экспериментальную модель геликоптера  с двумя несущими винтами диаметром 2,12 м и  мотоциклетным      мотором мощностью 5 л.с.

По всей видимости, в этом деле у него возникли трудности, с которыми изобретатель не смог совладать. 5 апреля 1905 года, в возрасте неполных 58 лет,  Шарль Ренар покончил жизнь самоубийством.

WordPress SEO