ФРАНЦУЗСКИЙ ДЕБЮТ

В декабре 1506 года французский правитель Милана Шарль д'Амбуаз писал относительно Леонардо да Винчи своему флорентийскому коллеге Содерини:

«Если необходимо рекомендовать человека столь обширных талантов его соотечественникам,   мы искренне рекомендуем его вам.  После того, как мы лично встретились с ним и на опыте проверили все его доблести, мы действительно убедились в том, что имя его знаменито в области живописи, но темно в тех областях, которые заслуживают не менее похвал, ибо в них он весьма доблестен, и мы должны признать, что в доказательствах, на деле данных им во всем, что мы просили – в чертежах и архитектуре и других вещах, нужных нам, он нас удовлетворил в такой мере, что мы не только остались довольны им, но испытываем восхищение к нему».

В переводе на  обиходный язык:  «ребята, если Вам старый художник без надобностей, оставьте его нам!»  Так и случилось. На склоне лет усталого, больного Леонардо приютил французский король  Франциск I.  Король подарил художнику прекрасный дом в красивом поместье Кло в долине Луары, неподалеку от замка Амбуаз, положил щедрое жалование, часто разговаривал с ним на различные темы – в общем, сделал то, что не смогли или не захотели сделать власти родной Флоренции, которые были озабочены  одним —  «Леонардо взял крупную сумму денег…и ведет себя как неисправный должник».

В общениях с Леонардо Франциск  I мог узнать полезные сведения  о военных изобретениях своего постояльца – а ведь войны были любимых развлечением этого короля, впрочем, как и других правителей. То ли скрытый флорентинец умолчал о танках и вертолетах, то ли   благородно рожденный Франциск Ангулемский слабо  разбирался в технике, но практического применения идеи Леонардо в ренессансной Франции не получили. 

Франция воевала, казнила еретиков, в  число которых попеременно зачисляли католиков, протестантов, гугенотов или кальвинистов, обустраивала единое государство. В связи со всем этим  королям надо  было пополнять казну, чтобы достойно содержать двор, платить себе и своим друзьям  пенсию, оплачивать довольствие солдат и гвардейцев. Впрочем, короли Франции распоряжались бюджетом государства без особых стеснений. Уникальное обоснование королевских трат: «car tel est notre plaisir»  —  «такова наша воля». Со временем и это показалось французским королям лишним. Они постарались превратиться из монархов в абсолютных монархов, и так преуспели в этом деле,  что французский народ восстал, штурмом взял  Бастилию и казнил короля.

    На техническом поприще, особенно в области авиации, свершения были не столь впечатляющи. Шел уже 1783 год, прошло почти 300 лет после смерти итальянского гения, а французский гений, от лица которого выступил  знаменитый  математик и астроном Жозеф Жером Лефрансуа де Лаланд (Joseph Jérôme Lefrançois de Lalande),  всего то и смог авторитетно заявить:

«Невозможность подняться вверх с помощью   ударов крыльев столь же твердо установлена, как и невозможность подняться помощью тел, из которых удален воздух».

К счастью, нашлись два тугоухих француза, которые не расслышали авторитетное заявление ученого. Лануа и Бьенвеню не только построили летающую модель геликоптера, но имели нахальство продемонстрировать ее членам французской Академии наук. 

Чудо произошло  28 апреля 1784 года. «Бессмертные» с детским интересом и восторгом наблюдали, как карманная по размерам игрушка  устремилась вверх под купол актового зала. 

Академики довольно быстро (честь им и хвала) поняли,  благодаря  каким силам модель летает:

«Крылья расположены так, что горизонтальные импульсы  взаимно уничтожаются, а вертикальные складываются  и стараются поднять машину».

Изобретатели и сделали всего то – взяли две китайских летающих палочки с воткнутыми в  них индюшачьими перьями и соединили их упругим луком, который сжимался при закручивании винтов, и распрямлялся при их раскручивании. Славная получилась игрушка! Один недостаток – на два винта ни одного фюзеляжа. Винты поднимали только самих себя.   Но все же поднимали!  

Успех так вдохновил  потомков славного Д'Артаньяна, что они твердо решили создать настоящий геликоптер.

Самое время вспомнить, что же это такое – геликоптер.

Изобретение слова  геликоптер обычно связывают с именем французского виконта Густава де Понтон д Амекура.  Созвучное самолету слово «вертолет» придумали и в 1929 году применили к своему автожиру КАСКР русские конструкторы  Н.И. Камов и  Н.К. Скржинский. 25 июля 1948 года на воздушном Параде в Тушино этим словом  комментатор назвал «воздушный мотоцикл» Ка-8.

Слово «вертолет» имеет то преимущество, что короче слова «геликоптер» на целые две буквы. По этой причине  в случаях, когда авторство аппарата не имеет значения,  будем слову «геликоптер» предпочитать слово «вертолет».

Подъемная сила самолета создается жестко прикрепленным к фюзеляжу крылом, пропульсивная сила – специальными устройствами типа пропеллер или реактивный двигатель. Вертолет тоже снабжен крылом, только вращающимся. Вращающееся крыло  – набор лопастей, собранных в один или несколько несущих винтов (НВ). Несущие винты образуют не только подъемную, но и пропульсивную силы.

Лопасти несущего винта могут приводиться во вращение реактивной силой  воздушной струи, вытекающей с их концов. Тогда аэродинамическая сила сопротивления, возникающая при вращении лопасти, будет уравновешиваться реактивной силой, приложенной непосредственно к лопасти.  При механическом приводе несущего винта от расположенного в фюзеляже мотора силы сопротивления вращающихся лопастей порождают реактивный момент, разворачивающий вертолет в сторону, противоположную вращению несущего винта.

По способу парирования реактивного момента различают схемы вертолета:

  — так называемые одновинтовые вертолеты, точнее – вертолеты с рулевым винтом, у которых реактивный момент единственного несущего винта (НВ) парируется тягой сравнительно небольшого, но  быстро вращающегося рулевого винта, расположенного на вынесенной от оси НВ хвостовой балке;
  – вертолеты соосной схемы, где два НВ расположены на одной оси, и вращаются в разные стороны.
 – вертолеты продольной схемы с двумя НВ противоположного вращения.
 – вертолеты поперечной схемы с двумя НВ противоположного вращения.
 – вертолеты с двумя или более НВ с различным взаимным расположением.

Вертолет снабжается одним, двумя  или большим числом источников мощности.  Источник мощности силовой установки вертолета или его модели  —  человек,  потенциальная энергия деформированного упругого тела (лук, пружина, резина), двигатели — паровой,  внутреннего сгорания, электрический, реактивный.

Управляется вертолет посредством механизмов, изменяющих угол атаки лопастей несущих винтов. Для изменения  подъемной силы угол атаки лопастей  изменяют одинаково на всех лопастях НВ (общий шаг), изменение направления подъемной силы достигается изменением угла атаки лопасти в зависимости от их положения по азимуту ометаемого лопастями диска (циклический шаг).  Создать действующие на вертолет моменты позволяет дифференциальное изменение общего шага лопастей различных винтов (путевое управление вертолета соосной схемы, поперечное и продольное управление вертолетов поперечной и продольной схем).

       Втулка НВ с автоматом  перекоса

Лопасть вертолета может крепиться к втулке НВ, как крыло самолета к фюзеляжу, либо с помощью одного или нескольких шарниров, позволяющих лопасти совершать маховые движения в горизонтальной и вертикальной плоскости и возвратно-вращательные движения относительно совей продольной оси.

В славном девятнадцатом веке французские изобретатели Адольф де Ламбертье, Коссю, Марк Сеген, Обо,  Жозеф Плин, Альфонс ПеноЮ Фойяр, Густав де Понтон д Амекура, Габриель де ля Ландель, Иосиф Кроче-Спинелли, Поме де ля Поз, Ренуар, Анри Дельпара, Эммануил Дьезд,  Кастель, Балле, Виллар, Шарль Ренар  и другие  предложили большинство видов источников мощности,  схемы  геликоптеров, принципы управления полетом, важнейший узел конструкции – шарнир крепления лопасти.

Как шквал атак на ворота противника в футболе имеет логическое завершение в виде гола, так и поток французских изобретений закономерно завершился покорением воздушной стихии: 24 августа 1907 года впервые в истории авиации геликоптер мощностью установленного на нем мотора поднял человека в воздух на целые 60 см.  Аппарат построили братья Луи и Жак Бреге (Louis et Jacques Breguet)  в сотрудничестве с профессором Шарлем Рише (Charles Richet).

 

 

 

WordPress SEO