ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

Спрыгнув с дерева и твердо став на ноги, человек  вскоре понял, что, в отличие от прочих представителей животного мира, он, кроме бренного тела,  обладает  шикарными  творческими способностями.  Тогда он назвал себя HOMO SAPIENCE  и стал придумывать всякие  приспособления  для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей.  

В числе первых творений человека – лук и стрелы, порох, дабы  ловчее убивать себе подобных, глиняные дощечки, папирус и бумага для увековечения своих подвигов, колесо и лодка для покорения земной и водной стихий. 

Дольше всех оставалась не покоренной человеку стихия воздушная.  Было досадно, так как сотни миллионов лет назад эту проблему вполне успешно решили не только маленькие и мельчайшие  комары, жуки и стрекозы, но и близкие к людям  по весовой категории и образу жизни птерозавры и птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если верить Овидию, одним из первых людей, освоивших технику летания за сотни лет до нашей эры, стал греческий художник и зодчий, пленник царя Мидоса, Дедал.

 

 

 

«Дедал, наскучив меж тем изгнанием долгим на Крите,
Страстно влекомый назад любовью к родимым пределам,
 Замкнутый морем, сказал: "Пусть земли и воды преградой
Встали, зато небеса — свободны, по ним понесемся!
Всем пусть владеет Минос, но воздухом он не владеет!"
Молвил — и всею душой предался незнакомому делу.
Новое нечто творит, подбирает он перья рядами,
 С малых начав, чтоб за каждым пером шло другое, длиннее,—
Будто неровно росли: все меньше и меньше длиною.—
Рядом подобным стоят стволы деревенской цевницы;
Ниткой средину у них, основания воском скрепляет.
Перья друг с другом связав, кривизны незаметной им придал
Так, чтобы были они как у птицы. Присутствовал рядом
Мальчик Икар; он не знал, что касается гибели верной,—
То, улыбаясь лицом, относимые веющим ветром
Перья рукою хватал; то пальцем большим размягчал он
Желтого воска куски, ребячьей мешая забавой
 Дивному делу отца. Когда ж до конца довершили
Дедала руки свой труд, привесил к крылам их создатель
Тело свое, и его удержал волновавшийся воздух.
Дедал и сына учил: "Полетишь серединой пространства!
Будь мне послушен, Икар: коль ниже ты путь свой направишь,
 Крылья вода отягчит; коль выше — огонь обожжет
их…»

 

Икар нарушил данное ему отцом руководство по летной эксплуатации,  долетел почти до самого солнца, от жара расклеились крылья.    Отважный юноша утонул в море, названное в честь этого печального события Икарийским. 

Другие попытки воплотить в жизнь идею свободного полета  натыкались  на неизвестно кем и зачем  расставленные там и сям преграды.   Механически воспроизведенный жук очень напоминал  настоящего, но летать отказывался. Воздушный шар, хоть выглядел внушительным и надежным,  как исполнительный директор швейцарского банка, но в самый неподходящий момент сдувался ветром. Чтобы оправдать себя в чудесных глазах стрекоз, человеку пришлось оторваться от удобного дивана, и, перестав тупо копировать  природу,  придумать действительно кое-что по-настоящему новенькое.

Леонардо да Винчи писал, что можно сделать искусственную птицу, но невозможно вдохнуть в нее  душу. Живое крыло, машущее,  постоянно меняющее свою форму,  со всеми нюансами движения отдельных перьев, наверное, можно будет, когда-то,  воспроизвести  модными средствами  био-  и нано- механики.  Пока человек  разделил выполняемую живым крылом птицы сложную функцию на  более простые составляющие: подъемная  сила порождается  крылом, пропульсивная — пропеллером.  

Воздушные змеи и раскручиваемые ладонью воздушные волчки-пропеллеры были известны в глубокой древности. Эти устройства,  плюс хвостовое оперение, плюс ноги-шасси, и, вместо сердца, пламенный мотор, человек соединил в единое целое так называемым фюзеляжем,  в котором не забыл удобное место для себя, любимого, в качестве не вполне полноценной, но, на сегодняшний день, единственно возможной замены души.

Одно из первых подобного рода устройств, которому удалось оторваться от грешной  земли  —  самолет французского изобретателя  Клемента Адера. 

 

     

Адер создал свое чудо наподобие летучей мыши: моноплан — бесхвостка с гибкими крыльями, способными изменять стреловидность,  размах, кривизну профиля одновременно и дифференцированно. Мотором служила сконструированная автором самолета паровая машина мощностью 20 л.с.,   движителем являлся пропеллер с четырьмя лопастями в виде птичьих перьев. Из  отчета наблюдателя о первом  летном испытании аппарата, которое состоялось 9 октября 1890 года:

«Авион № 1, носящий имя «Эол» и управляемый г. Адером, его изобретателем, оторвался от земли и держался в воздухе на своих крыльях, брея поверхность земли на дистанции около 50 м с помощью единственного источника – собственной силы тяги».

Так Клемент Адер преодолел один из первых барьеров летательного аппарата тяжелее воздуха – энергетический.

                                

Через 13 лет человеку удалось совершить на механической птице то, что все-таки можно назвать гордым словом полет.  Честь свершения принадлежит американцам – братьям Уилбур и Орвилл Райт. 17  декабря 1903 года в местечке Китти-Хоук на песчаном побережье Атлантического океана они четырежды подняли в воздух сконструированный и построенный ими биплан Флайер («Летун»).

                

Интерес братьев к воздухоплаванию пробудился еще в детстве, когда отец подарил им  игрушку – геликоптер с резиновым мотором.  До постройки самолета они провели многочисленные опыты с планерами, внимательно изучили работы немецкого инженера Отто Лилиенталя,  американских  изобретателей Октава Шанута и Самюэля Лэнгли, провели исследования в построенной ими аэродинамической трубе. В 1899 году Уилбур Райт придумал систему искривления крыла, которая позволяла управлять движением планера.  Ради авиации братья отказались от личной жизни, оставаясь холостякам. Уилбур однажды заметил, что «не смог бы одновременно прокормить жену и летающую машину».

Отрыв от земли самолета Адера и первые полеты братьев Райт не вызвали народных ликований, как это случилось 21 ноября 1783 года при первом воздушном путешествии  Пилатра де Розье и маркиза д’Арланда на воздушном шаре конструкции братьев Монгольфье.    В эпоху короля Людовика ХVI воодушевление парижан  стоило гражданину де Розье нового сюртука взамен разорванного на куски зрителями на память об историческом полете. Адер строил свои самолеты в обстановке секретности.  Братья Райт в неявном соревновании со своими соперниками также не стремились к преждевременной огласке своих достижений. Поэтому скудную информацию о полетах братьев Райт  Европа, беременная авиацией, восприняла как розыгрыш.  Парижское издание Herald Tribune озаглавило статью 1906 года о братьях Райт «Flyers or Liars?» (Летчики или лгуны?).

Только после того,  как 8 августа 1908 Уилбур на  своем самолете совершил во Франции управляемый полет с кренами и разворотами,  недоверчивым европейцам пришлось признать первенство Америки в области самолетостроения. Впрочем, еще раньше, в Париже, был дан достойный ответ Новому Свету – 24 августа, а затем 13 ноября 1907 года оторвались от земли, построенные французскими конструкторами и испытателями братьями Жаком и Луи Бреге, а затем  Полем Корню, геликоптеры — летательные аппараты, способные к вертикальному взлету, вертикальной посадке и  неподвижному висению – искусству, доступному до того лишь насекомым.


Наш мир, раскинув хвост павлиний,
Как ты, исполнен буйством грез:
Через Симплон, моря, пустыни,
Сквозь алый вихрь небесных роз,
Сквозь ночь, сквозь мглу — стремят отныне
Полет — стада стальных стрекоз!

                                                                         А. Блок

                                                                         Сентябрь 1910

 

Стальная стрекоза геликоптер —  летательный аппарат, история которого  идет  рядом с историей самолета.

 

 

WordPress SEO