КОНСТРУКТОР ВЕРТОЛЕТНОЙ НАУКИ

Вертолет – весьма-таки сложное механическое устройство. Почти такое же сложное, как муха. На вредное насекомое  нам наплевать. Но если что-нибудь разлаживается в любовно построенном вертолете, нужно  уметь исправить конструкцию, а, лучше, предотвратить саму возможность возникновения опасных ситуаций.

Сообразно растущим потребностям  развилось несколько направлений обеспечения и поддержания технического качества       вертолета. Россия делегировала своих талантливых представителей  во все области науки по надежности и безопасности эксплуатации винтокрылого аппарата: внешние нагрузки, нормы прочности – Анатолий Иванович Макаревский, Теодор Абрамович Француз; вероятностные методы расчета безопасного ресурса – Андрей Федорович Селихов; динамическая прочность лопастей  Петр Михайлович  Риз, Александр Иванович Пожалостин; земной резонанс – Борис Яковлевич  Жеребцов, Лев Наумович Гродко, Борис  Моисеевич Литваков; флаттер лопастей несущего винта – Мстислав Всеволодович Келдыш, Евгений Павлович Гроссман, Вадим Дмитриевич Ильичев; методика летных испытаний —  Самуил Борисович Брен, Ростислав Александрович Михеев, Александр Иванович Акимов. Среди этой прочностной элиты отечественного вертолетостроения Андрей Владимирович Некрасов выделяется универсальностью знаний, широтой научных и технических интересов.

А.В. Некрасов в 1950 году закончил  МАИ   и по распределению пришел в  ОКБ М.Л. Миля, где в это время шли испытания  вертолета ГМ-1 (Геликоптер Миля – 1).  При наземных и летных испытаниях конструкторам пришлось столкнуться с такими опасными явлениями, как земной резонанс и  флаттер несущего винта, решать задачи обеспечения усталостной прочности.  А.В. Некрасов вместе Львом Наумовичем Гродко, Александром Самойловичем Браверманом, другими молодыми инженерами изучает полученные при испытаниях записи нагрузок и вибраций, постигает физику явлений, предлагает конструктивные изменения лопастей, регулирует  затяжку  фрикционных демпферов вертикальных шарниров.   В этих работах закладывались основы научной школы ОКБ М.Л. Миля.

В сентябре 1951 года на фоне успешного применения в военных действиях в Корее американских геликоптеров в  ОКБ М.Л. Миля началась разработка вертолета ВД-12 (вертолет десантный на 12 человек),  превысившего американские аналоги габаритами и полетной массой.   Первый полет на ВД-12 выполнил летчик-испытатель В.В. Винницкий 3 июня 1952 года.  В одном из испытательных полетов летчик Калиберный  отметил «размыв» конуса лопастей несущего винта.         После того, как М.Л. Миль и А.В. Некрасов изучили записи вибраций, сомнений не оставалось –  флаттер. Опыт Ми-1 позволил устранить это явление в короткие сроки. В 1952-1953 годах серийный выпуск вертолетов, получивших обозначение Ми-4,  освоил вначале Саратовский, а затем и Казанский авиационные заводы. Наряду с Ми-1 вертолет Ми-4 стал одним из самых распространенных вертолетов в мире.

В 1953 году А.В. Некрасов принял участие в выборе параметров  вертолета ВМ-6 (вертолет Миля грузоподъемностью 6 тонн – в дальнейшем получил обозначение  Ми-6).  По мнению многих авторитетных специалистов того времени, тяжелый вертолет следовало строить по продольной схеме.  Некрасов возглавил работы по обеспечению прочности вертолета и его основных агрегатов,  помог главному конструктору доказать возможность создания 40-тонного вертолета по одновинтовой схеме. К концу 1954 года облик новой десантно-транспортной машины  сформировался: пятилопастный несущий винт диаметром 35 м,  два газотурбинных двигателя ТВ-2ВМ  номинальной  мощностью 5500 л.с. каждый, хорошо обтекаемый фюзеляж с грузовой кабиной 12х2,65х2,5 м.  5 июня 1957 года экипаж летчика-испытателя Р.И. Капрэляна оторвал Ми-6 от земли, а 18 июня совершил на нем полет по кругу.  С использованием силовой установки, несущего и рулевого винтов и трансмиссии  Ми-6  ОКБ  разработало вертолет-кран Ми-10, который подняли  в воздух 15 июня 1960 года. Обе машины, Ми-6 и Ми-10 стали востребованными, долгое время выпускались серийно.  В 1968 году за их создание А.В. Некрасов наряду с М.Л. Милем и рядом других ведущих работников ОКБ  был отмечен Государственной премией.

В 1960 году А.В. Некрасов назначен заместителем главного конструктора по науке. В этом качестве он внес важный вклад в разработку уникальных одновинтовых  вертолетов Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ми-38, сверхтяжелого вертолета поперечной  схемы Ми-12.

Практический опыт — предпосылка теоретических обобщений.  На основе механизма махово-крутильных колебаний лопасти А.В. Некрасов разработал математическую модель флаттера несущего винта, которая учитывала податливость системы управления лопастью, кинематическую связь через компенсатор связи.  Выполненные им исследования дали надежный инструмент конструктору для выбора параметров лопасти, особенно в части ее поперечной центровки, позволили прописать четкие рекомендации в Руководстве по летной эксплуатации. В программах расчета собственных  частот лопасти и ее  нагруженности, Некрасов использовал дискретное моделирование упругих и массовых свойств конструкции.  Этот прием впоследствии стал широко применяться; он известен под названием МКЗ – метод конечного элемента.  Одно из новых направлений, развитое Некрасовым – весовой анализ конструкции, обоснование выбора оптимальных параметров вертолета и его основных агрегатов, таких как лопасть и втулка  несущего винта, основной редуктор трансмиссии.  Им разработана теория бесшарнирного винта, разработан метод сравнительного анализа характеристик вертолетов различных схем, выполнен  анализ характеристик соосного вертолета с жесткими лопастями, выполненным согласно предложенной фирмой Сикорского идеи АВС (концепция наступающей лопасти).

Помимо основной работы А.В. Некрасов читал в МАИ курсы лекций по проектированию вертолетов, руководил дипломным проектированием и аспирантами, совместно с М.Н. Тищенко и А.С. Радиным  подготовил к публикации ставшую настольной для вертолетчиков книгу «Вертолеты. Выбор параметров при проектировании». Он занимал активную гражданскую позицию, в трудные времена перестройки и после нее на всех уровнях отстаивал интересы отечественного вертолетостроения, неоднократно обращался в Государственную думу, Правительство, к Президенту РФ.

А.В. Некрасов умер 20 апреля 2005 года, не дожив год до 80-летия.

Добавить комментарий

WordPress SEO