ЦИРКОВОЙ НОМЕР ХАННЫ РАЙЧ

Чудны дела ваши, сестрички Мойры!  Так соткать нити судеб, так переплести их, чтобы в некоем предмете сфокусировать интересы  миловидной женщины, мечтающей о миссионерской деятельности в Африке,  погруженного в технические проблемы конструктора самолетов и геликоптеров, и возомнившего о мировом господстве фюрера нацистского государства.

В 1938 году  в гигантском берлинском выставочном комплексе Дойчланд-Холл планировалось проведение всемирной выставки «Мотор-шоу». Адольф Гитлер нуждался в  демонстрации превосходства немецких технологий, превосходства, достигнутого вопреки условиям Версальского договора 1919 года, которыми, в частности, Германии запрещалось иметь боевую авиацию. Во имя этой  цели фюрер не нашел ничего лучшего, чем геликоптер чистокровного немца  Генриха Фокке  (Henrich Focke), а в качестве пилота – одну из преданных нацисток  —  Ханну Райч (Hanna Reitsch).

Профессор Генрих Фокке  (1890—1979)  начал конструировать и строить самолеты в 18-летнем возрасте. В 1923 году он, вместе с        военным летчиком Георгом Вульфом  (Georg Wulf) организовал фирму «Фокке-Вульф».  В 1934 году        фирма приступила к разработке геликоптера двухвинтовой поперечной схемы.  Геликоптер с взлетной массой  950 кг оснащался одним 7-цилиндровым звездообразным  поршневым двигателем Bramo Sh.14A мощностью 160 л.с., трехлопастные винты имели диаметр 7 м. Геликоптер, получивший обозначение FW 61, совершил 

первый полет 26 июня 1936 года. В 1937 году летчик – испытатель Эвальд Рольфс установил на нем пять мировых рекордов: продолжительности полета — 1 ч 20 мин 49 с, высоты полета — 2439 м, скорости при полете по замкнутому маршруту на базе 20 км — 122,55 км/ч, дальности полета — 80,6 км.  В октябре 1937 года рекорд дальности полета по прямой перекрыла первая женщина пилот Хана Райч, пролетев 108,97 км.

Ханна Райч появилась на свет 29 марта 1912 года у жителя провинциального городка Хиршберга (Hirschberg) в Силезии,  крупного ученого, врача-окулиста  Райча.  Дело житейское, родители возрадовались – есть кому продолжить семейные медицинские традиции.   Время шло, девочка Ханна гордилась своим отцом, хотела стать врачом и стать прославленным «Айболитом» в забытой Богом  Африке.  Но одна из Мойр перепутала нить — в Хиршберг приехал воздушный цирк. Представление пилотов-акробатов поразило Ханну в  самое детское сердечко: сальто-мортале разноцветных аэропланов, белоснежные летчики в полный рост на обдуваемом потоком воздуха крыле… Ханна забросила учебу в Берлинском Университете, поступила в планерную школу. Вскоре она уже в качестве члена сборной команды Германии по планеризму установи ла мировой рекорд продолжительности полета на планере, становится первым человеком, пересекшим Альпы на планере. Немецкому обществу  становятся известны все новые примера мастерства и бесстрашия молодой планеристки.  Ее полеты все чаще  появляются в киножурналах.  С 1933 года Ханна – летчик-испытатель в Дармштадтском исследовательском институте,  пользуется любым поводом освоить неизведанные просторы: парит над бразильской сельвой, участвует в соревнованиях по планеризму в Финляндии, увозит на родину золотые медали. В фильме «Триумф воли», поставленной знаменитой  Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl), Ханна Райч предстает в качестве командира самолета, везущего вождя нацистов на партийный съезд. Именно Ханну выбрал Адольф Гитлер для демонстрационного показа лучшего геликоптера своего времени в  закрытом помещении Дойчланд-Холла. Замысел  авантюрный – любая неисправность машины могла привести к непредсказуемым последствиям, многочисленным жертвам.  Ханна справилась. Под восторженные крики публики геликоптер вертикально взлетел с арены, завис в центре зала, затем совершил плавный круг почета над изумленными зрителями.  В заключение представления Хана снова  перевела геликоптер в режим висения, плавно развернулась на 360 градусов и запустила небольшой фейерверк к полному восторгу публики.  Ханна стала первой женщиной,  получившей медаль от командования Люфтваффе.

После триумфального показа геликоптера FW 61 жизненные пути его основных исполнителей разошлись.  Профессор Фокке организовал предприятие «Фокке-Ахгелис» (Focke-Achgelis) в Дельменхорсте (Delmenhorst), на котором в 1940 году построил транспортный геликоптер FA 223. Занимался разработкой геликоптеров во Франции (1945—1947), Великобритании (1948), Нидерландах (1951—1952), Бразилии (1954) и ФРГ (1954—1956). Всего под руководством Фокке  построено 47 летательных аппаратов. Он написал ряд книг по аэродинамике, конструкции и прочности вертолётов.

Ханна Райч отметила начало второй мировой войны знаменитым разведывательным ночным полетом на планере  вдоль линии Мажино.  Она выполняла самые опасные задания: испытывала устройство Ганса Якобса (Hans Jacobs), позволяющее перерезать стальной канат, которым крепились заградительные аэростаты, испытывала реактивный самолет МЕ-163, на котором до нее разбилось три пилота. В последнем ее полете   МЕ-163 потерял управление, а сама Ханна едва не рассталась с жизнью. 26 апреля 1945 года Ханна Райч, преодолев мощный заградительный огонь зениток, посадила свой самолет на одной из улиц Берлина.  Последний приказ Гитлера Ханне: 29 апреля вылететь из Берлина с новым, после Гернига,  командующим  Люфтваффе, генералом Робертом Риттер фон Греймом (Robert Ritter von Greim), и арестовать Генриха Гиммлера.  Этот приказ стал единственным, который Ханна не исполнила. После войны и недолгого заключения в американской тюрьме Ханна вновь работает в качестве летчика-испытателя в Германии, Индии, Гане. В 1961 году она удостоилась личной  встречи с президентом США Джоном Кеннеди.

 Ханна Райч  скончалась в 1979 году от сердечного приступа,  год спустя после установления рекорда дальности полета на планере. Похоронена в Зальцбурге рядом со своей семьей.

WordPress SEO