КАЗАНСКИЙ ЛЕТЧИК ЖЕН

       Николай Анатольевич Жен получил свою необычную для российского уха фамилию от этнического китайца, приехавшего в Россию на заработки в 1920 году. 1 декабря 1928 года на Дальнем Востоке в городке-прииске Балей Жен-Вен-Юй дождался сына. Отец хотел увидеть  Николая горным инженером. Однако, как многие мальчишки того времени, Николай мечтал о самолетах. 1947 год – девятнадцатилетний Николай в столичном городе Казани, студент Казанского  авиационного института, курсант аэроклуба.  Восхитительные ощущения полета дарит ему самолет Поликарпова У-2.        

В последний год учебы Николай просит управление летной службы министерства авиационной промышленности направить его в Школу летчиков испытателей (ШЛИ).  МАП не удостаивает студента ответом. После получения диплома  Николай устроился инженером технологом на летно-испытательную станцию Казанского вертолетного завода, где в то время осваивалось серийное производство вертолета Ми-4. Руководство завода оценило усердие и способности молодого специалиста: его назначают старшим инженером по летным испытаниям, а в сентябре 1958 года направляют в Харбин для помощи китайцам в налаживании серийного производства вертолета Ми-4. Первый полет собранного с помощью советских специалистов китайского Ми-4  состоялся 16 декабря 1958 года. Один из 13 построенных с  советским участием китайских вертолетов показали на выставке в Пекине.

Мечта Николая Жена стать летчиком-испытателем сбылась  — помог  М.Л. Миль.  Достаточным оказался  звонок генерального конструктора в ШЛИ:

«Почему не берете Жена?».

С 1962 года Николай Жен – летчик-испытатель казанского филиала МВЗ.  Через его руки прошли  многочисленные модификации вертолетов Ми-4 и Ми-8. Амфибию Ми-14 первый раз оторвал от земли экипаж летчика-испытателя В.П. Колошенко, вторым пилотом был Жен.   Несколько недель  спустя Николай  перегнал машину в Феодосию, полтора годы проводил  государственные  испытания вертолета, подготовил руководство по летной эксплуатации.  Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ  приняли на вооружение ВМФ, началось его серийное производство.

Ведущему летчику–испытателю Н.А. Жену присвоили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР»

 

Добавить комментарий

WordPress SEO