ЖЕНЩИНА В ГОЛУБОМ ВЕРТОЛЕТЕ

 

 Я женщина беззащитная, слабая, я женщина болезненная … Кофий сегодня пила, и без всякого удовольствия.

Антон Чехов

Беззащитное существо

 

 

Женщина, конечно, существо слабое, болезненное.  С одной поправкой — лишь постольку, поскольку считает такое мнение для себя выгодным. Если женщина сочтет, что ей идет летная кожанка, или к лицу китель ГВФ, или, скажем, норковая пилотка стюардессы, то, если для обладания этими предметами придется остановить на скаку лошадь, то это такая мелочь, о которой и говорить не стоит.

По этой, или в силу других причин, но в ряду  личностей, принесших известность и славу винтокрылой технике, «женщины в небе» являют собой примеры того, каким прекрасным, сильным духом, красивым и обаятельным может быть человек в достижении цели, достойной жизни.

В феврале 1938 года Ханна Райч (Hanna Reitsch), летчица-испытатель Дармштадского исследовательского института, изумила и потрясла авиационный мир, продемонстрировав маневренные возможности тогда еще мало кому известного винтокрылого летательного аппарата. Пилотируя геликоптер Fw-61 конструктора Генриха Фокке  в закрытом помещении, она поднялась под самый купол выставочного зала Дойчланд-Холла, снизившись, пролетела по периметру помещения, затем зависла, медленно развернулась на полный оборот, наконец, в качестве заключительного аккорда, запустила фейерверк. Годом раньше, 25 октября 1937 года, Ханна установила мировой рекорд дальности полета геликоптера по прямой – 108, 974 км.

Валери Андре, ветеран французского сопротивления, нейрохирург, освоила профессию пилота вертолета, чтобы оперативно оказывать медицинскую помощь раненым на поле боя. Родилась 21 апреля 1922 года во французском Страсбурге. В 1952—1953 годах в ходе капании в Индокитае совершила 129 боевых вылетов на вертолёте Хиллер (Hiller 360), став первой женщиной-пилотом вертолёта, принимавшим участие в боевых действиях. Командовала вертолётным взводом. Эвакуировала 165 раненых солдат, дважды прыгала с парашютом для оказания экстренной хирургической помощи раненым. С 1959 по 1962 год принимала участие в кампании в Алжире, где совершила ещё 365 боевых вылетов на Alouette 2 и Sikorsky H-34, получив звание майора. Имеет 3200 часов налета.  В 1999 году президент Ширак возвел Андре в сан Кавалера Большого Креста Ордена Почетного легиона.  Первая женщина-военнослужащая, получившая звание генерала во Франции. Автор двух сборников мемуаров: «Ici, Ventilateur! Extraits d’un carnet de vol». (Calmann-Lévy, 1954) и «Madame le général» (Perrin, 1988).

28 марта 1958 года студентка МАИ, летчица-спортсменка Ирина Иосифовна Гурова (1936-1982) в полете по замкнутому 100-километровому маршруту на вертолете Ми-1 достигла скорости 175,459 км/ч, установив первый зарегистрированный FAI женский мировой вертолетный рекорд. Ирина была не только летчицей, она занималась научной работой, защитила кандидатскую диссертацию, писала стихи, оставаясь обаятельной женщиной, внимательной и заботливой матерью.

 27 марта 1959 года летчица-спортсменка и аспирантка кафедры «Конструкция и проектирование вертолетов» МАИ Татьяна Владимировна Руссиян (27.08.1930 – 03.10.2012) на вертолете Ми-1 достигла высоты полета 4140 м (этот рекордный полет Руссиян выполнила одна и без кислородного оборудования). Всего Татьяна установила 12 мировых рекордов – по высоте, дальности и скорости полета. Самым главным для нее, тринадцатым рекордом, стало рождение сына. В 1992 году Татьяна Владимировна вместе с летчицей-испытателем, абсолютной чемпионкой мира Галиной Корчугановой, летчицей-инструктором, мировой рекордсменкой Лидией Зайцевой и еще десятью женщинами-авиаторами основала Клуб женщин летных специальностей «Авиатрисса», вице-президентом которого оставалась до конца жизни.

23 марта 1960 года, в 11 часов утра летчица-спортсменка ЦАК, инженер НИИ парашютной десантной службы Светлана Петровна Котова взлетела на Ми-1 с аэродрома Тушино и через 2 часа 37 минут полета со средней скоростью 145 км/ч  приземлилась в Брянске, пролетев 344,608 км — женский мировой рекорд дальности полета вертолета по прямой, троекратно превысивший достижение Ханны Райч. 21 июля 1965 года в полете на вертолете Ми-4 по замкнутому 500-километровому маршруту Киржач-Касиново-Третьяково-Киржач Светлана установила женский мировой рекорд скорости полета – 195, 447 км/ч. Семья Светланы Петровны – авиационная: муж Борис, летчик-спортсмен, участник воздушных парадов в Тушино. Дочь Котовых Надежда — чемпионка мира по парашютному спорту, сын – заслуженный мастер спорта по прыжкам с парашютом.

Галина Викторовна Расторгуева начала летать в 1955 году, будучи студенткой МАИ. В июле-августе 1975 года летчицей Расторгуевой и штурманом Ларисой Алексеевной Полянской были установлены семь женских мировых рекордов: скорости полета на базе 15-25 км — 341,35 км/ч; на замкнутом 100-километровом маршруте — 334,464 км/ч; на замкнутом 500-километровом маршруте — 331,023 км/ч; на замкнутом 1000-километровому маршруту — 332,646 км/ч, и скороподъемности — 3000 м за 2 мин. 34 с.  26 августа Расторгуева в одиночку установила еще один мировой рекорд, поднявшись на высоту за 8 мин. 31 с. В 1976 году Г.В. Расторгуева и Л.А. Полянская  награждены дипломами и золотыми медалями FAI «За установленные мировые рекорды». Вручал медали председатель Федерации авиационного спорта СССР трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.

Инна Андреевна Копец — мастер спорта международного класса, пятнадцатикратная рекордсменка,  единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах 11500 часов. Член международной ассоциации женщин-вертолетчиц.

 И.А. Копец начала летную карьеру в Аэрофлоте на вертолете Ми-1. Одной из первых стала осваивать флагман российской вертолетной авиации – вертолет Ми-8.  На этой машине пролетала более 20 лет, выполняя разнообразные транспортные  и монтажные операции. Участвовала в освоении нефтяных и газовых богатств Западной Сибири, ее можно было видеть в небе над Сургутом, Нефтеюганском, Уренгоем, Надымом, на Новой Земле, в Нижневартовске, садилась на «вынужденные» на подобранные с воздуха площадки в безлюдной тайге и тундре.

За выдающийся вклад в развитие вертолетной авиации Инна Андреевна удостоена приза имени полярного летчика Джона Ливингстона за 2008 год.

В 1983 -1985 годах летчицы-спортсменки ДОСААФ, мастера спорта международного класса Татьяна Ивановна Зуева и Надежда Ивановна Еремина, подготовленные Татьяной Руссиян,  установили 7 мировых рекордов на вертолете Ка-32, в их числе по скороподъемности (набор 6000 м за 4 мин 46,5 с и 3000 м за 2 мин 11,1 с) и по высоте подъема (8250 м, 8215 м в горизонтальном полете, с грузом 1000 кг — 7305 м, с грузом 2000 кг — 6400 м.).

Жизнь Надежды Ереминой оборвалась трагически: во время авиационного праздника из руки покидавшего вертолет парашютиста вылетела дымовая шашка. Горящий снаряд попал через открытую дверь кабины вертолета Ми-2, прямо в Надежду, которая управляла машиной. Летчица потеряла управление, вертолет упал.

Дженифер Мюррей (Jennifer Murray) родилась в июне 1940 года в американском городе Провиденс, столице округа Род-Айленд (Providence, Rhode Island). Она стала первой в мире женщиной, которой удалось на вертолете облететь Земной шар.  10 мая 1997 года пилотируемый ею геликоптер R-44 вылетел из города Денхема, расположенного в 32 километрах от Лондона,. Вторым летчиком был опытный 32-летний Квентин Смит, общий налет которого превышал 4000 часов. Маршрут проходил через 26 стран и закончился в исходной точке 15 августа того же года. За 97 дней геликоптер преодолел расстояние в 53 тысячи километров, время полета составило 320 часов, средняя путевая скорость — около 23 км/ч. Через три года Дженифер совершила кругосветный полет на вертолете уже в одиночку, за 100 дней преодолела более 38000 километров. Свое шестидесятилетие прекрасная дама  встретила в небе над Кувейтом, а бутылку с шампанским открыла дома рядом с любимым мужем и тремя детьми. В 2003 году неутомимая летчица Мюррей и пилот Колин Бодил (Colin Bodil) сделали попытку обогнуть Землю  над полюсами. Однако в Антарктике сильная пурга бросила их геликоптер о льды. Пилоты получили тяжелые травмы, едва спаслись. В конце 2007 года 66-летняя Мюррей и 56-летний Бодил все-таки совершили полярную кругосветку. Более 58000 километров, 26 стран, 101 посадка для дозаправок – этого оказалось достаточным для завершения летной карьеры отважной женщины.

1 сентября  1992 года на вертолетах Ми-24 и Ми-171  начался длительный перелет, посвященный празднованию 500-летия открытия Америки.   Ми-24 вел  женский  экипаж в составе командира вертолета Галины Расторгуевой, штурмана Людмилы Полянской и оператора Галины Кошкиной. Первый этап общей протяженностью 25000 километров: Москва-Анадырь-Аляска-Канада-Майями,  маршрут ленд-лиза, по которому в 1942 году начались перелеты самолетов из США в Москву. В связи с ухудшением погоды на участке маршрута вблизи Охотска Расторгуевой пришлось пригласить на место оператора штурмана пилота Ми-171 Владимира Калиша. В Канаде борт Ми-24 принял канадскую летчицу Джоан Гордон, которая в знак солидарности с россиянами проводила их до американской границы, где к российским экипажам присоединились два летчика американских ВВС для помощи в навигации и организации отдыха. Невзирая не все погодные и организационные сложности, русские прибыли в пункт назначения – Флориду «невредимые и в срок», как не преминула отметить местная печать.  В Майами российские летчицы присутствовали на церемонии презентации статуи Колумба, дара скульптура Зураба Церетели.

Чжан Бо (Zhang Bo Cheng) родом из провинции Хэбэй, на последнем году учебы в школе она вступила в армию и стала одной из солдат восьмой партии женщин-пилотов Китая. 24 апреля 2013 года, на пятый день после 7,0-бального землетрясения в юго-западной китайской провинции Сычуань, Чжан Бо выполняла полетные задания и участвовала в спасательных операциях, сажая вертолёт в экстремальных условиях. В октябре 2009 года Чжан Бо принимала участие в параде в честь 60-летия основания Китайской Народной Республики.

В США и России организованы первые женские вертолетные эскадрилий «Колибри».

 

8 июня 2013 года команда России в ходе воздушного шоу на аэродроме Sywell в Великобритании показала программу пилотажа на трех геликоптерах R-44 и получила специальный Приз «Фристайл».

Презентация женской вертолетной эскадрильи  США

 

 

12 мая 2012 года аспирантка университета Мериленда Джуди Векслер (Judy Wexler) сделала то, что по простоте душевной предлагал Леонардо Да Винчи, и что по современным расчетам сделать  невозможно – она оторвала от земли сделанный студентами геликоптер единственно силой своих ног и рук. В защиту науки следует сказать, что Джуди – девушка, которая не страдает избытком веса, в ней всего 45 кг, но зато практически одних мускулов: она биолог и тренированный велосипедист. До Джуди подобный подвиг смогли совершить лишь два мужчины из всего населения планеты Земля.

Добавить комментарий

WordPress SEO