ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ

 

 

Этим  ревущим валам
 нет дела до
королей!
 
И от сверканья, грохота и дыма
                      Затрепетал в пучине сам Нептун,
                      Его трезубец грозный задрожал.
                      И в ужасе взметнулись к небу волны.
 
У. Шекспир,
Буря

Для людей, застигнутых врасплох непреодолимой стихией, вертолет часто  остается единственной надеждой на спасение, небесным ангелом в нимбе сверкающих лопастей.  Жители горных селений, оказавшиеся в зоне разрушительного землетрясения,  бойцы погранзаставы или альпинисты, накрытые  внезапно сошедшей снежной лавиной, погибающие под набегом цунами прибрежные обитатели – чтобы добраться до них наземными или водными средствами, обычно нужны дни и недели, а зазор между жизнью и смертью, бывает,   измеряется часами и минутами.  Ради спасения чьих-то жизней летчики по воле свыше, или по своей воле, нарушают все правила и инструкции, преодолевают туман и мглу, осторожно нащупывают одним колесом едва обозначенную площадку между двумя склонами горы спереди и сзади, и линиями электропередачи справа и слева. Планета Земля 40-50 раз за секунду подвергается ударам молнии,  1,4 млрд. в год порывов неукротимого гнева громовержца Зевса. Нередки попадания разрядов молнии в летательные аппараты. 15 мая 2012 года один из таких ударов пришелся в самолет только что принесшего присягу в качестве 24 президента Франции Франсуа Жерар Жорж Николя Олланда, который летел на свою первую встречу с госпожой Ангелой Доротеей  Меркель, 34-м  федеральным канцлером ФРГ.

Благодаря принятым мерам молниезащиты, высоколетящие воздушные суда обычно не слишком страдают.  Самолет президента также отделался легкими повреждениями, чего нельзя сказать о самом г-не Олланде, которому пришлось вернуться в Париж, пересесть на другой самолет и не отведать запланированного ужина с прекрасной дамой.

Более опасно попадание молнии в низколетящий аппарат, который становится проводником тока молнии из облака на землю или воду.

3 марта 2008 года вертолет Ми-8 вывозил наблюдателей ООН из партизанского лагеря в 200 км южнее столицы Непала города Катманду. Внезапно разразилась буря. Горы скрылись под пеленой дождя, деревья под напором ветра стелились травой, фиолетовые молнии кромсали небо. Под воздействием одного из страшных ударов вертолет взорвался в воздухе. Три члена экипажа и 8 пассажиров погибли.

19 января 1995 года вертолет AS 332L  «Супер Пума» с позывными «Чарли 56» летел над Северным морем к одной из нефтяных платформ.  На борту Пумы находилось 16 вахтовых рабочих и 2 члена экипажа. Прогноз предвещал по курсу редкие кучевые облака, но через час полета погода начала резко меняться.   Облачность увеличилась, пошел дождь, затем по корпусу вертолета забарабанил град. В довершение бед, в вертолет ударила молния и его начало сильно трясти. Ветер усилился свыше 70 км/ч, вертолет продолжал пробиваться к цели, но внезапно начал вращаться – отказ рулевого винта.  Чтобы сохранить минимальную управляемость, пилот, капитан Роберт, выключил двигатели и произвел посадку на режиме авторотации. Ему повезло – в момент приводнения под вертолет поднялась волна, водная стихия мягко приняла  машину в свои объятья.

Всех людей удалось спасти, но комиссия по расследованию причин аварии поставила под сомнение версию экипажа об ударе молнии. Истину нашли на дне моря – был найден и исследован рулевой винт, на лопастях которого обнаружили явные следы ожогов.  С начала 80-х годов их лонжероны, вместо ранее применявшегося стеклопластика, стали изготавливать из углепластикового материала, а стандарты молниестойкости остались без изменений. Стык противоэрозионной стальной ленты, наклеенной на переднюю кромку лопасти с углепластиковым лонжероном, обладает повышенным сопротивлением; под влиянием разряда молнии материал перегрелся,  часть защитной ленты оторвалась от лонжерона: вибрации, повышенные нагрузки, разрушение рулевого винта. 

 

 

Добавить комментарий

WordPress SEO