МИХАИЛ ВЕЛЛЕР ЗНАЕТ ВСЕ

Довольно долго бытовало мнение, что по условиям аэродинамики существующие уже десятки миллионов лет шмели и другие представители рода Bombus летать не могут. Не могут, и ладно. Обывателю  от такого знания было ни жарко, ни холодно.

Однако после того, как такое утверждение в одном из своих произведений* опубликовал писатель Михаил Веллер, возникло опасение, что, в силу исключительной популярности писателя и его высокого авторитета, это мнение распространится слишком широко, дойдет до шмелей, и они перестанут летать. Ввиду этого представляется оправданным сообщить читателям знаменитого писателя – аэродинамическая наука дошла до невозможного:  она узаконила полет шмеля. Ранее пытались определить подъемную силу шмелиных крылышек, колеблющихся с частотой более, чем 300 колебаний в секунды, по уравнениям аэродинамики, оправдавших себя при расчете самолетного крыла, неподвижного относительно фюзеляжа.

Видеосъемка движения крыльев насекомых с частотой 6000 кадров в секунду показала, что вначале крыло уходит назад по дуге, а при возвратном движении переворачивается.  Американские и английские ученые создали математическую модель процесса движения воздуха вокруг быстро движущихся крыльев  на базе нестационарной вязкой газовой динамики, воспроизвели эту модель с помощью мощного компьютера, построили картину сложных завихрений воздуха вокруг крыльев.  Оказалось, что вихри, проходящие по переднему краю крыльев многих насекомых, являются главным источником для подъема вверх.  Насекомые бьют крыльями, совершая большие махи – они описывают дугу в 145 ° — 165 ° с огромной частотой.  Дополнительные вихри производятся вращением крыла. Кроме того, крыло возвращается назад в свой собственный "след", что создает большую силу подъема, чем простое колебание воздуха. Наконец, есть другая специфическая сила, известная как “сила добавленной массы”, которая достигает максимума в конце каждого удара, она связана с ускорением, возникающим при изменении направления движения крыла. Такой механизм способен генерировать гораздо большую подъемную силу, чем жесткое, зафиксированное крыло.

Наиболее близкий искусственный аналог шмеля – вертолет, оснащенный гибкими лопастями с механизацией передней кромки. 

* "По  законам,  понимаешь, современной  аэродинамики шмель летать не может. Не должен, падла, летать! А он летает… сука насекомая неграмотная" ("Ножик Сережи Довлатова"). 

 

Добавить комментарий

WordPress SEO