ГИБРИД ДЖОЗЕФА ВАГНЕРА

 

Внезапно в машинном отделении что-то загрохотало, широкие плавники,
висевшие по бокам лодки, развернулись в огромные крылья,
 и "Грозный", готовый уже ввергнуться в бездну,
взмыл в воздух и перелетел  через
ревущий водопад, освещенный
спектром лунной радуги!

Жюль Верн, Властелин мира

Джозеф Вагнер

Есть в германской Баварии недалеко от города Вю́рцбург (Würzburg) симпатичное местечко – коммуна Хаузен (Hausen).  10 марта 1907 года население коммуны, насчитывающее несколько сотен человек, существенно пополнилось:  родился один из 9 детей счастливого семейства фермеров Вагнер —  Джозеф (Wagner Jozef).  Будущий автор первого, и пока единственного, проекта вертолетомобиля с использованием соосного несущего винта, окончил школу в Хаузене, затем учился техническим наукам в Констанце (Konstanz) и Аугсбурге (Augsburg). Его профессиональная карьера авиационного инженера началась в 1935 году на заводе, выпускающем самолеты Мессершмитт.  Работая на различных участках производства, в том числе принимая участие в испытательных полетах, Вагнер обратил на себя внимание руководства, и вскоре был назначен на должность управляющего новым заводом по сборке самолетов в Инсбруке-Кематене (Insbruck- Kematen), а спустя пять лет после поступления в компанию, в 1940 году, – техническим директором по производству Мессершмиттов в Аугсбурге. После второй мировой войны немецким компаниям было запрещено строить самолеты, поэтому Вагнер ищет другую сферу деятельности. В 1946 году он начинает торговать древесным клеем, оконной шпаклевкой и инструментами. Также он занимается ремонтом механизмов, продает электродвигатели, деревообрабатывающие инструменты и станки. В 1955 году Вагнер организует свою компанию по разработке аппаратов безвоздушного распыления – краскопультов. Со временем эта компания стала самым крупным изготовителем электрических пистолетов-краскораспылителей в мире. Однако вкус к авиации никогда не пропадает. В конце 60-х Вагнер начинает воплощать свою задумку – скрестить автомобиль с вертолетом.

Wagner Rotorcar III - Kombination zwischen Hubschrauber und Auto

Подобные попытки делались и раньше.  В 1909 году русский изобретатель Владимир Валерианович Татаринов представил в Главное инженерное управлении России проект «Аэромобиля» — шасси легкового автомобиля «Оппель» с мотором, на передний конец коленчатого вала которого был насажен пятилопастный «центрифигуральный пропеллер», должно было подниматься в воздух размещенными на ферменных балках четырьмя малоразмерными несущими винтами — роторами. От Военного Министерства Татаринову удалось получить на свою затею 50 тысяч рублей, довольно значительную по тем временам сумму. Однако, изобретатель не обладал  должной научной подготовкой и практическим опытом, несущие роторы не были даже спроектированы. Дело закончилось  скандалом.  Для реализации идеи гибридного аппарата Вагнер обратился к соосной схеме, чему способствовали достигнутые к  этому времени успехи русского конструктора Николая Камова. Соосный вертолет компактен, хорошо управляем – будущему шоферу-пилоту не будут предъявляться слишком строгие требования к технике управления. В 1957 году Вагнер построил первый гибрид, названный им  Frankecopter AV.  В 1961 году он основывает компанию Вагнер Геликоптер Техник (WHT). Для этой компании Вагнер со  своим другом пилотом Джозефом Майером подбирает команду специалистов. Цель — создать легкий «народный вертолет» для решения широкого круга гражданских задач. Аппарату дали название Rotorcar. Альфонс Фесслер принял на себя коммерческое руководство компанией,  инженер Альфред Фогт был назначен техническим директором компании. Отто Хинрайнер был назначен инженером-механиком. За проектную документацию отвечал Курт Беллер, который работал фотографом в компании, а затем начал фотографировать вертолеты. Хельмут Рух был нанят на должность мастера-электрика, и до конца жизни он хранил единственную модель вертолета. Отто Розенауэр был управляющим механических мастерских и осуществлял надзор за производством. За обслуживание и полеты отвечал Эгон Вегманн.

Wagner Rotocar

Необычное конструкторское решение – установка ротативного 4-х цилиндрового мотора с воздушным охлаждением  непосредственно на втулке нижнего несущего  винта —  позволило исключить из конструкции сложный и тяжелый редуктор, передающий  номинальные 120 л.с. от мотора к несущим винтам. Каждая из двух лопастей соединялась с втулками несущих  винтов диаметром 6,4 м посредством осевого и горизонтального шарниров. Наземное перемещение обеспечивал  мотор Goggo с приводом на задние колеса. Штурвал пилота поворачивал передние колеса.  Максимальный взлетный вес аппарата составлял 780 кг при массе конструкции 520 кг. 

В 1962 году на берегах озера Констанца вблизи города Фридрихшафен начались первые облеты гибридов, которые выполняли военные летчики-испытатели Нимейер, Загер, Рис, Руссер, Джулиц и Вагата. По земле аппарат с фиксированными в направлении движения лопастями перемещался со скоростью до 35 км/ч,  скорость полета не зафиксирована.  При испытаниях погиб Руди Рис. Всего было построено три экземпляра Rotorcar – модели I, II и III, но до серийного выпуска дело не дошло: под воздействием центробежных сил, развиваемых при вращении несущих винтов, моторы часто ломались, не развивализаявленную мощность.

Модель гибрида Ротокар III можно увидеть в Музее Немецких вертолетов в Нижне-Саксонском  Бюкебурге (Bueckeburg) около Миндена (Minden). В дальнейшем Вагнер отказался от идеи гибридов и разработал несколько проектов соосных геликоптеров, из которых довел до практического применения легкие аппараты серии Скай-Трэк (Sky Trac). В 1969 году Вагнер стал первым немецким производителем со времен войны, который получил лицензию от Федерального агентства по авиации на изготовление такого типа машины. Наиболее продвинутая двухместная модель Sky Trac III  с диаметром несущих винтов 10,0 м  и взлетной массой до 1500 кг была оснащена мотором  Franklin 6AS-335-B мощностью 195 квт, развивала скорость полета           до 166 км/ч, поднималась до 2200 м.

За верную службу  Джозеф Вагнер  награждался  Федеральным крестом с лентой и Федеральным крестом 1-й степени. В ноябре 1982 года его избрали почетным членом сената Университета в Тюбингене.  Джозеф Вагнер скончался 28 марта 1987 года. В 1993 году, уже после смерти Вагнера, в Чешской Республике была образована наследовавшая его идеи  компания Вагнер Тшехиен. По взаимной договоренности в этом же году Мюнхен посетили специалисты фирмы Камов, в числе которых были  М.А. Купфер, В.П. Вагис, А.Ю. Вагин.  Обсуждались вопросы возможного сотрудничества. Чешская сторона пожелала пригласить на временную работу несколько русских конструкторов. Генеральный конструктор  фирмы КАМОВ  С.В. Михеев предложил учредить совместное предприятие. Договориться не удалось. Плодотворная дебютная идея развития не получила. 

 

Добавить комментарий

WordPress SEO