ФРЭНК РОБИНСОН

МАЛЬЧИК ФРЭНК ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ

Осенью 1939 года девятилетнему Фрэнку Робинсону довелось увидеть в газете фотографию первого экспериментального геликоптера Vought-Sikorsky 300, созданного в США  Игорем Сикорским. Геликоптер летел, им управлял сам изобретатель.

«Я сразу понял, – это то, что мне нужно в жизни: летать на геликоптере собственной конструкции!» — спустя годы вспоминал уже признанный конструктор.

Родители направили его из родного Карбонадо (Carbonado)  на учебу в технический колледж при Вашингтонском университете.  Чтобы научиться летать, Фрэнк купил маленький аэроплан Aerona Champion и брал уроки у профессионального пилота.  Завершив курс обучения, он получил  диплом бакалавра (Bachelor of Science in Mechanical Engineering-BSME), затем повышает квалификацию в аспирантуре Уичитского государственного университета  (Wichita State University).  На самом деле он хочет летать на геликоптере, но эти машины очень дороги.  Фрэнк видит единственный путь – построить геликоптер самому.  Искусство проектировать и строить винтокрылые машины можно постигнуть только в реальном деле.

Первое приближение к мечте – с 1957 по 1961 год он в компании Cessna Aircraft участвует в разработке геликоптера CH-1 Skyhook. Пытаясь набрать больше разнообразного опыта, он время от времени меняет место работы. После Цесны — год в компании Umbaugh Aircraft Corporation (Ocala, Florida). Здесь в это время проходят летные испытания автожира с прыжковым взлетом, и Робинсон помогает компании сертифицировать автожир Air & Space 18A. В 1961 году летательный аппарат получает от FAA сертификат типа, и Фрэнк переходит в компанию McCulloch Motor, которая выпускала бензопилы и военные беспилотные самолеты. Надежды Фрэнка заинтересовать руководство McCulloch  производством геликоптеров не оправдались, и он приходит на фирму Каман, где проектирует автожир с намерением получить патент на конструкцию. Через год эксперимент пришлось прекратить из-за отсутствия финансирования. На  фирме Белл Фрэнк исследует различные аспекты проблемы рулевого винта, становится признанным экспертом в этой области. По предложению технического директора фирмы Hughes Фрэнк переходит на эту фирму, где проектирует рулевой винт геликоптера Hughes 500, выполняет ряд других проектов. Между тем, Фрэнку исполняется 43 года – давно пора становиться главным конструктором. На тот момент у Фрэнка была жена и трое детей. Но он рискнул – поставил на кон все, включая дом.

 

 Так в июне 1973 года возникает компания    Robinson Helicopter Company (RHC). Первое время компания с трудом сводила концы с концами, каждую пятницу президенту приходилось мучительно думать, где взять деньги, чтобы выдать работникам зарплату. 

 

Детство Фрэнка, четвертого ребенка в небогатой американской семье, прошло на фоне Великой Депрессии. Чтобы дать детям приличное воспитание, родителям Фрэнка в бытовых расходах приходилось учитывать каждый цент.  Приступая к собственному делу, Фрэнк поставил целью создать самый простой, по-возможности, самый дешевый геликоптер, доступный обычным, не обремененными излишними доходами гражданам.

 

Компанию  RHC Робинсон разместил в собственном доме калифорнийского города Палос Вердес (Palos Verdes Estates), а для постройки машины приобрел металлический ангар в аэропорту Торранса  (Torrance) – пригорода  Лос-А́нджелес (Los Angeles). 

Через два года после образования компании, 28 августа 1975 года впервые поднялся в воздух первенец Фрэнка – R22, двухместный геликоптер классической схемы с рулевым винтом.

10 мLycoming 0-320-A2C воздушного охлаждения мощностью 150 л.с. Полетная масса аппарата 635 кг. Фирменной особенностью конструкции геликоптеров Робинсона стала Т-образная ("T-Bar") консоль управления циклическим шагом, что позволило сделать кабину экипажа более удобной для передвижения.

После трех с половиной лет  испытаний и доводочных работ, в 1979 году R22 получил сертификат типа FAA. Первые серийные  R22 стали продаваться в  конце 1979 года по цене  хорошего автомобиля — сорок тысяч долларов. Поршневая  малютка особенно полюбилась ковбоям – воздушная лошадка была неприхотлива к топливу, а по скорости превосходила любого мустанга.

  В конструкцию геликоптера постоянно вносились различные улучшения, повышалась мощность двигателя. Модифицированные геликоптеры получили обозначения R22 HP, R22 Alpha, Beta R22, R22 Beta II. На последней модели применен двигатель Lycoming 0-360 мощностью 160 л.с. с улучшенными высотными характеристиками, установлено навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в любое время суток.

Robinson R22 Beta II

Количество посадочных мест 1; экипаж 1; крейсерская скорость 175 км/ч; дальность 385 км.

В 1992 году в Лас Вегасе на выставке  Heli-Expo  Фрэнк Робинсон выступил с презентацией четырехместного геликоптера R44. «Удвоенная» версия R22 совершила первый полет 31 марта 1990 года. На  геликоптере R44 была предусмотрена возможность установки двигателей двух типов – карбюраторного и эжекторного. Хороший обзор пилоту и пассажирам обеспечивала  большая площадь остекления кабины. В декабре 1992 года модель получила сертификат типа FAA.  

 

R44

Экипаж: 1+3 чел.; V макс. 240 км/час; V крейс. 210 км/час; дальность полета: 650 км; длительность полета: 3,5 час; макс. высота: 4250 м; модель двигателя: Lycoming O-540; тип двигателя: поршневой оппозитный (6 цилиндров); система питания: один карбюратор; топливо: бензин Б 91/115 (100 LL); мощность макс.: 260 л.с.; расход топлива: 57 л/час; полный взлетный вес 1089 кг; полезная нагрузка: 380 кг; количество дверей 4; навигационное оборудование для дневного пилотирования; емкость топливного бака: 185 л; климатические условия: -50…+50 °C.

Модификации: Robinson R44 Astro — вариант с двигателем Lycoming O-540; Robinson R44 Raven — гражданская модель с двигателем Lycoming O-540-F1B5 и металлическим шасси, предназначенным для посадки на твердый грунт; Robinson R44 Clipper — вариант с поплавками для посадки на воду; Robinson R44 Raven II — модель 2002 года с инжекторным двигателем Lycoming IO-540-AE1A5, увеличенной шириной лопастей несущего винта, металлическим шасси и оборудованием для выполнения ночных полётов; Robinson R44 Clipper II — вариант Raven II с поплавками для посадки на воду; Robinson R44 IFR Trainer — учебно-тренировочный вариант для обучения пилотов с измененной кабиной и установленным дополнительным оборудованием; R44 Police II — полицейский патрульный вертолёт на базе Raven II с дополнительным оборудованием.

Robinson R44 начал продаваться по цене 235000 долларов и вскоре стал одним из самых распространенных вертолетов: к концу 2010 года в десятках стран эксплуатировалось более 5000 таких машин.

В 21 веке мировая экономика начала оправляться от финансового кризиса, а число граждан с праведно и неправедно нажитыми высокими доходами стало возрастать стремительным домкратом. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, горящим желанием потратить неприлично большие суммы на предметы роскоши первой необходимости, Фрэнк Робинсон создает «утроенную» версию R22 – геликоптер R66.

Эскизные проекты этой машины появились в 2001 году. Более энергично эта тема стала продвигаться в 2005 году, когда по просьбе Фрэнка специально для R66 отделение двигателестроительного гиганта в Индианаполисе переделало свою старинную турбовальную модель Allison 250 в турбовальный двигатель RR300.

25 октября 2010 года геликоптер R66 получил сертификат типа FAA, в ноябре этого же года начались поставки машины многочисленным заказчикам.

В отличие от своих предшественников, R66 имеет просторное багажное отделение, расположенное между пассажирским салоном и моторным отсеком, в котором можно перевозить до 136 кг груза. В качестве опции предусмотрена система кондиционирования.

Экипаж 1; вместимость 5; диаметр НВ 10,06 м;  масса пустого 581 кг; масса взлетная 1225 кг;  двигатель  1 × Rolls-Royce RR300  300 л.с; максимальная скорость 259 км / ч; крейсерская скорость 222 км / ч; дальность  601 км; практический потолок 4267 м.

R66 в базовой комплектации можно приобрести примерно  за 800000 долл., и  портфель заказов на него стабильно растет. Производство завода Robinson в Торрэнсе развернулось на площади 146000 м2,  где занято около 1000 человек. Компания имеет более сотни  дилеров и около полтысячи сервисных центров по всему миру, включая Россию и Китай. Компания производит свыше 90% мирового объема продаж малых вертолетов с поршневыми двигателями.

 

В августе 2010 года Фрэнк  Робинсон, достигший 80-летнего возраста, объявил об уходе на покой.

Когда-то он заложил дом, чтобы создать собственную компанию. Сейчас он имеет возможность дарить деньги: по 1 миллиону долларов  он пожертвовал  Университету штата Вашингтон для выпускников из Южной Whidbey,  средней школы, где он вырос; для студентов, специализирующихся в области машиностроения;  для американского Музея геликоптеров в Вестчестере, штат Пенсильвания.  

Заслуги Фрэнка Робинсона отмечены многочисленными наградами: премия  Американского общества инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers, ASME) «За выдающиеся достижения в области инженерии» (1991), премия Александра Клемина «За выдающиеся достижения в развитии геликоптера» (1993), премия общества Дулиттл летчиков-испытателей «За выдающиеся профессиональные достижения в области аэрокосмической техники» (1997); диплом Пола Тиссандье «За вклад в области вертолетной авиации» (2001); премия Aero Club  Новой Англии «За уникальный, значительный и беспрецедентный вклад в продвижение и содействие авиации» (2004).  Фрэнк Робинсон – почетный член «Американского вертолетного общества»,  действительный член «Общества летчиков-испытателей эксперименаторов».

Добавить комментарий

WordPress SEO