МЕЧТА ПИЛОТА

 Ощущение полета окрыляет.  Особенно, когда находишься на земле.  Триумф «человеческого фактора» — вертолет-беспилотник.  Хотя и здесь без человека не обошлось.  Мало того, что он сотворил это чудо, но он им пока и управляет, мудро оставаясь за кулисами.  Точнее —  в наземном пункте управления.

Впрочем, подобно автоматам Герона Александрийского беспилотник способен выполнять полетное задание и в полностью автономном режиме по заложенной в автопилот программе. Беспилотный летательный аппарат избавлен  от необходимости нести летный экипаж – тем самым снимаются ограничения по минимальной взлетной массе. Неизвестно, куда заведут беспилотную технику нанотехнологии, но уже сегодня магазины выставляют на продажу десятки радиоуправляемых моделей вертолетов всевозможных конструкций весом до одного килограмма и размерами в пределах до  20-30 см.  В будущем  вряд ли что помешает беспилотному аппарату  по примеру царя Гвидона  превратиться в комарика, дабы разрушить козни нехороших сестричек с примкнувшей к ним сватьей бабой Бабарихой.    Пока для реального применения освоены беспилотные аппараты массой от нескольких сотен грамм до двух-трех тонн.

Канадская компания Draganflyer Innovations Inc. продает один из самых малоразмерных беспилотных вертолетов — Draganflyer X6,  предназначенный для проведения высококачественной профессиональной аэрофотосъемки и видеосъемки. Беспилотник оснащен шестью электродвигателями, расположенными попарно между тремя соосными несущими винтами. В составе бортового оборудования —  выносная антенна связи, система GPS-навигации, компьютер управления и 11 бортовых датчиков. Максимальная взлетная масса – 1,5 кг, масса полезной нагрузки – 0,5 кг, максимальные габариты – 1 метр. Аппарат развивает скорость до 50 км/ч, поднимается на высоту до 2,5 км.

Беспилотник ZALA 421-06,  разработки находящейся в городе Ижевске компании «Беспилотные системы»,  предназначен для аэрофотосъёмки, трансляции и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов и почты при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах, а также для инженерной, радиационной, химической и биологической разведки. Максимальная взлетная масса машины – 12 кг, масса полезного груза 2 кг, диаметр несущего винта – 1,77 м. Оснащенный двигателем внутреннего сгорания с мощностью 2,3 л.с., аппарат развивает скорость до 50 км/ч, его продолжительность полета составляет два часа. Находится на вооружении Авиации МВД РФ. Разработан вариант машины ZALA 421-06Е с электрическим двигателем.

Беспилотник Пикадор (Picador), израильской компании Aeronautics Defense Systems создан на базе легкого двухместного бельгийского геликоптера Dynali H2S. В ВМС такой аппарат сможет заменить палубные разведывательные и противолодочные вертолеты. Длина фюзеляжа составляет 6,58 метра, диаметр несущего винта — 7,22 метра. Беспилотник способен перевозить грузы массой до 180 килограммов. Оснащенный двигателями EJ25, бесплотник развивает скорость до 204 километров в час, может находиться в воздухе до семи часов.

В 1993 году состоялся первый полет беспилотного вертолета Ка-37, разработки фирмы «КАМОВ».   Выполненный по соосной схеме с несущими винтами диаметром 4,8 м, вертолет был оснащен поршневым двигателем мощностью 60 л.с., имел максимальную взлетную массу 250 кг, развивал скорость горизонтального полета до 145 км/ч, имел практический потолок 3800 м и дальность полета 100 км. Модульная конструкция вертолета позволяла использовать сменные комплекты оборудования: аэрофотоаппаратуру, контейнеры для различных грузов, аппаратуру трансляции и ретрансляции телевизионных и радиосигналов. В 1996 году фирма «КАМОВ» выпустила модификацию Ка-37С двумя поршневыми двигателями П-037 суммарной мощностью 70 л.с.

Следующая разработка фирмы – вертолет Ка-137 с поршневым двигателем Gobler-Hirthmotoren мощностью 65 л.с. Несколько подросли параметры машины и ее летные характеристики: диаметр НВ — 5,3 м, максимальная взлетная масса 280 кг, практический потолок 5000 м, дальность полета 530 км. Для выполнения специфических операций, в которых нежелательно или опасно участие человека, беспилотный вертолет Ка-137 может управляться с земли оператором или совершать полет автоматически по заданной программе.

По разным причинам беспилотники Камова остались в статусе экспериментальных и в серийное производство не пошли.

 

Американские корпорации Lockheed Martin и Kaman Aerospace разработали, построили, в 2010 году провели испытания и начали эксплуатацию в Афганистане беспилотной версии геликоптера K-MAX, выполненного с использованием перекрещивающейся схемы несущего винта. Беспилотный синхроптер способен перевозить груз массой до 2,7 тонн на расстояние до 500 км. В горизонтальном полете аппарат развивает скорость до 185 км/ч.

 

29 января 2002 года на Калифорнийской  базе ВВС США совершил первый полет многофункциональный беспилотный геликоптер Boeing A160 (A 160 Hummingbird), разработанный американской компанией Boeing Advanced Systems. Основной конструктивной особенностью БПЛА является использование жесткого ротора с лопастями конического переменного сечения, что позволяет несущей системе работать в широком диапазоне скоростей вращения. Аппарат способен работать как автономно, так и с дистанционным управлением, несет полезную нагрузку массой до 450 кг.  Некоторые данные машины: диаметр несущего винта 11 м, максимальная взлетная масса  2950 кг, скорость горизонтального полета до 260 км/ч, практический потолок 8,5 км, дальность действия 3150 км.

30 ноября 2005 года A160 совершил свой первый получасовой полет с новым 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 390 л.с.  15 июня 2007 года на беспилотник установили  новый турбинный двигатель.  27 сентября был совершен 8-ми часовой автономный полет с полезной нагрузкой весом 1350 кг. 10 декабря 2007 года один из прототипов БПЛА (A160Т) разбился во время испытательного полета. Летные испытания продолжились 26 марта 2008 года после решения проблем в системе управления.  9 мая 2008 года на полигоне Юма в штате Аризон БПЛА A160Т показал свою возможность зависать на высоте 4500 м, Впоследствии высота висения достигла 6000 м. 14 мая 2008 года А160 продержался в воздухе 18,7 часа, установив мировой рекорд для геликоптеров своего класса.

 В период с 2003 по 2005 год австрийская фирма Schiebel разработала, построила и испытала небольшой многоцелевой беспилотный геликоптер Camcopter S-100 с взлетной массой до 200 кг и массой полезной нагрузки до 50 кг. Аппарат оснащен роторным двигателем мощностью 55 л.с. Диаметры  винтов: двухлопастного несущего — 3,4 м, рулевого — 0,66 м. Максимальная скорость горизонтального полета 200 км/ч, практический потолок 4,5 км, продолжительность полета до 6 часов.

 Фюзеляж машины изготовлен из композитных материалов. Навигация осуществляется с помощью системы GPS, ГЛОНАСС. Управление осуществляется на расстоянии до 200 километров от базы в зоне прямой радиовидимости. Расположенная в Ростове-на-Дону фирма «Горизонт» совместно с Schiebel наладили производство беспилотных вертолетов в России, где комплекс носит название БАК "Горизонт Эйр S-100".  В 2011 году комплекс прошел испытания на корабле, в условиях горной местности. Взлет и посадка БПЛА на неподготовленную площадку производятся в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме. Беспилотник  принят на вооружение морскими флотами различных государств мира.

Израильская «Небесная мудрость» (Skysapience) избрала особый путь: квадрокоптер, привязанный кабелем к земле, либо к способному перемещаться по земле транспортному средству. Аппарат поднимается на высоту до 50 м за 15 секунд и следит за подконтрольной территорией сколь угодно долго за счет поступающей с наземного источника электрической энергии. Масса аппарата 10 кг, он способен поднять камеры CCD/IR, радар, лазерные указатели и другую аппаратуру массой до 9 кг.

Автоматы-беспилотники избавлены от человеческих слабостей – они не курят, не пьют, не обольщаются женщинами и, тем более, мужчинами. Напрочь лишены «человеческого фактора». Однако вопрос – стоит ли этому радоваться? Электронный мозг беспилотника способен сходить с ума быстрее человеческого.  Под воздействием мощного электромагнитного излучения в электронных сетях компьютерных устройств беспилотника начинается суматоха, и встроенные системы контроля отключают систему управления.  Где то в кустах человечка все-таки следовало бы оставить.

Добавить комментарий

WordPress SEO