АЛЬМА МАТЕР

                                                                                                                                                                        «На далеком Соколе

Институт отгрохали…».

 

Из студенческой песни

Времена нынче – сложные.  «У меня растут года, будет и семнадцать». Где учиться нам тогда, чем заниматься? В Кембридже, Оксфорде или там, в Массачусетском технологическом институте?  Оксфорд, даром, что «Бычий брод» — самый престижный, но дорог, обучение тянет  за сотню тысяч долларов.  Массачусетский ТИ, о котором сами его студенты говорят, что  «это рай для чокнутых гениев и ад для всех остальных»?

  В эпоху СССР так остро вопрос не стоял.  Наши известные конструкторы-вертолетчики в качестве своей альма-матер  могут назвать лишь российские заведения.  Первым в ряду таковых – МАИ,  Московский Авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (Moscow Aviation Institute – MAI), имеющий ныне статус национального исследовательского университета. В  разное время выпускниками МАИ становились будущие главные и генеральные конструкторы вертолетов: Игорь Александрович Эрлих, Марат Николаевич Тищенко, Сергей Викторович Михеев, Георгий Александрович Синельщиков, Александр Юрьевич Вагин, Евгений Глебович Пак, Анатолий Петрович Белов, Григорий Васильевич Якеменко.

У колыбели МАИ стоял Николай Егорович Жуковский, по инициативе которого в 1909 году в Императорском Московском техническом училище (впоследствии МВТУ, ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания.  После смерти Н. Е. Жуковского продолжателем его деятельности по подготовке авиационных инженеров стал его ученик Б.Н.Юрьев. В 1925 году  на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929 году в аэромеханический факультет. 20 марта 1930 года принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых состояло Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ). ВАМУ организовали в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. Первой базой, на которой разместили ВАМУ, стали помещения на Ольховской улице в Москве, где ранее размещались концессионная фабрика «Хлородонт» и производство по изготовлению абажуров. 20 августа 1930 года ВАМУ переименовали в Московский авиационный институт. Осенью 1930 года институту предоставили здание бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской улице, где сейчас располагается Институт нейрохирургии имени Бурденко. Летом 1931 года началось строительство специально спроектированных под нужды института зданий на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе и уже весной 1933 года здесь удалось ввести  строй  главный учебный корпус, ныне корпус № 3.  В процессе становления МАИ  активно развивалось вертолетное направление. В числе первых зачисленных в аспирантуру приказом от  14 апреля 1930 года стали  И.П. Братухин и Б.М. Изаксон.

В 30-е годы они начали читать преддипломные курсы по аэродинамике, проектированию и конструкции автожиров и вертолетов.  В 1940  году под руководством Б. Н. Юрьева и И.П. Братухина начало работать ОКБ, которое провело цикл работ по проектированию первых советских вертолетов.  На рубеже 50-х годов на кафедре самолетостроения часть студентов стали выпускать с вертолетной подготовкой. Аэродинамический курс вел видный ученый Леонид Сергеевич Вильдгрубе. К руководству дипломным проектированием привлекали главных конструкторов М.Л. Миля и Н.И. Камова. В августе 1952 года организовалась кафедра «Конструкции и проектирование вертолетов», первым заведующим которой стал Б.Н. Юрьев. Штатными преподавателями кафедры, кроме Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина стали В.Н. Далин, Ю.А. Колмаков, Н.П. Лесникова, Л.С. Вильдгрубе, а также первые выпускники кафедры: старший лаборант Е.И. Ружицкий, лекционные ассистенты Б.Н. Юрьева – О.А. Панков, В.А. Гуда и В.И. Шайдаков. Учебную лабораторию возглавил изобретатель А.И. Болдырев. В 1957 году заведующим кафедрой был назначен И.П. Братухин, под руководством которого на кафедре развернулись проектно-изыскательские работы в области перспективных схем вертолетов. В 1957 году на преподавательскую работу пригласили сотрудника БНИ ЦАГИ Федора Петровича Курочкина, возглавившего экспериментальные исследования по несущим винтам, заключенным в широкие кольца.  В 1968 году после выделения из факультета №1 «Летательные аппараты» факультета «самолетостроение и вертолетостроение», кафедре «Конструкция и проектирование вертолетов» был дан номер 102 и открыта специальность с присвоением выпускникам квалификации инженер-механик по вертолетостроению. Начал работать студенческий аэродинамический кружок.

С 1985 года по 1987 год по совместительству кафедрой заведовал Генеральный конструктор М.Н. Тищенко, который укрепил сотрудничество с вертолетными ОКБ. В период с 1987 года  по 1998 год кафедрой заведовал профессор Юрий Степанович Богданов, а в 1988 году эту должность по конкурсу  занял доцент, к.т.н. Юрий Михайлович Игнаткин — воспитанник кафедры, высококвалифицированный специалист в области аэродинамики вертолета.  Игнаткин  возглавил научное направление по проектным разработкам и расчетно-экспериментальным исследованиям новых перспективных несущих винтов.

В 1995  году состав кафедры пополнился  академиком РАН М.Н. Тищенко, под руководством которого выполняются перспективные проектно-конструкторские разработки. Высочайший уровень преподавания в МАИ был задан подлинные светилами науки.  Кроме вертолетчиков Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина, первыми преподавателями МАИ  стали такие, пользующиеся мировой известностью ученые, как Георгий Николаевич Свешников (теоретическая механика), Иван Иванович Артоболевский (теория механизмов и машин), Александр Николаевич Журавченко (динамика полета, аэронавигация), Николай Федорович Четверухин (начертательная геометрия), Иван Васильевич Остославский (аэродинамика), Юрий Владимирович Ходаков (химия). Живительную подпитку преподавательского состава МАИ давали его выпускники. В разное время успешно защитили диссертации: В.Н. Далин, Ф.П. Курочкин, Ю.С. Богданов – докторские, В.И. Шайдаков, А.Завалов, А.Д. Козачук, В.Н. Переверзев, Д.Д. Скулков, В.Н. Журавлев, В.В. Миленин, Ю.М. Игнаткин, А.Д. Маслов, Б.Л. Артамонов, В.И. Асеев  и ряд других — кандидатские.       

История МАИ отмечена знаменательными вехами: 1931 год – выход первого номера институтской газеты «Пропеллер», 1935 год  – присвоение институту имени народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, 1940 год – организация вертолетного ОКБ, 1943 год  — создание вертолета поперечной схемы «Омега», в этом же году студент Василий Васильевич Смыслов, будущий седьмой чемпион мира по шахматам, становится гроссмейстером, 1945 и 1980 годы — награждение  МАИ орденами Ленина и Октябрьской Революции, 1958 год – студентка МАИ Ирина Иосифовна Гурова  установила первый, зарегистрированный FAI,  женский мировой рекорд   скорости полета на вертолете … В контексте настоящей зарисовки из всей истории выделен период 1950 – 1956 годов, по той причине, что именно в эти годы автор имел счастье пребывать в системе координат МАИ.  Именно «счастье» – студенчество оказалось для автора настоящей семьей – родственной, строгой, дружелюбной, справедливой, интеллектуальной. То время в СССР – борьба с низкопоклонством и иностранщиной, космополитизмом и космополитами,  «дело врачей», смерть Сталина, митинги в поддержку расправы с Берией, приход на царство Хрущева, оттепель, джаз, стиляги на Бродвее — Тверской…  В этом безумном мире МАИ был одним из островков, где поддерживалась своя атмосфера, институт оставался своего рода государством в государстве. Конечно, судить автор может только о том, что наблюдал сам, в своем кругу. Может быть, автору повезло, но в окружающем его коллективе даже иезуитские партийные должности занимали порядочные люди, которые не рвались выжигать каленым железом «крамолу»,  не поощряли стукачества.

В МАИ расцветали все цветы. Преподаватели читали лекции, проектировали, изобретали, ученые писали книги, делали открытия, получали звания, престижные премии.  Блистали победами спортсмены.  Мужская волейбольная команда занимала призовые места в первенстве страны.  Восьмерка гребцов привезла медали с Хейнленской Королевской регаты в Лондоне. Были классные футбольные, хоккейные, баскетбольные команды. В 1956 году наш сокурсник Толя Самоцветов в соревнованиях по метанию молота завоевал бронзовую медаль  на Олимпийских играх в Мельбурне.

1950 год.  На сцене дома культуры  МАИ довольно примитивное сооружение: обтянутая марлей большая черная деревянная рамка.  На нижней панели – кругляшки – что-то похожее на модель отечественного черно-белого телевизора КВН.  К  телевизору подходит ведущий, включает, за марлевым экраном вспыхивает яркий свет, возникает шикарное, цветное, объемное изображение…  Так началась слава эстрадно-сатирического самодеятельного коллек тива «Телевизор», слава, далеко перешагнувшая стены МАИ.  Авторами и участниками «Телевизора» становились будущие известные писатели, сценаристы Михаил Николаевич Задорнов,  Элем Германович Климов, Феликс Соломонович Камов (Кандель), Эдуард Николаевич Успенский, Леонид Александрович Хавронский, три друга, указавшие свое происхождение  фамилией Измаиловы (Из МАИ-ловы), один из которых теперь известен как Лион Измайлов (эстрадная версия фамилии – Is My Love).

Сценический успех коллективу снискали не только добротный юмор и мастерство исполнения, но и злободневность поднимаемых тем, их социальная значимость. Причастные к самодеятельности студенты шутливо называли МАИ театральным институтом с легким авиационным уклоном. (Примечание: Оглушительный успех «Телевизора» длился 16 лет. 11 мая 1966 года «Голос Америки» из Вашингтона на весь мир выдал сенсацию: «Если хотите знать правду о советской действительности, смотрите спектакль Московского авиационного колледжа «Снежный ком, или Выеденное яйцо».  Реакция советской действительности не заставила себя ждать: ректора института, Ивана Филипповича Образцова, телеграммой вызвали на ковер Старой площади — «Чтобы завтра этого коллектива не было!»). В 1952 году был организован авиамодельный кружок. Его руководитель Александр Иванович Болдырев демонстрировал успешный полет самолета с машущими предкрылками.  Студенты Тищенко, Александр Иванович Акимов и другие строили модели вертолетов по своим задумкам. В 1953 году впервые в истории МАИ была образована отдельная группа по вертолетной специальности. Группа имела номер 83, среди ее отличников сталинский стипендиат Марат Тищенко, Саша Акимов, Эдуард  Петросян. 26 марта 1954 года вышел 1000-й номер газеты «Пропеллер».  В числе прочего, в номере редколлегия изобразила себя на палубе корабля в довольно вольных позах, где автору повезло поймать рыбку, правда, маленькую  («занимались рыбалкой: мелкую выкидывали, крупную складывали в баночку из-под майонеза»).  

Если же, все-таки,  не забыть об учебном процессе, то, конечно, студенты МАИ получали не только солидную базу знаний, но и умение распоряжаться этими знаниями.  Запомнились слова одного из преподавателей: «Важны не сами знания, а знание о том, что такие знания существуют». Важнее другое.  Как в семье, где родители служат образцом для подражания детям, так и преподаватели МАИ являли собой образцы честного, самоотверженного, профессионального служения делу.  Одной из миниатюр «Телевизора» был диалог, где больной благодарит доктора. «А спасибо положите на тумбочку» — говорит доктор.  Во времена «Телевизора» такое «спасибо» в отношениях преподавателя и студента даже не приходило в голову.  Истинным призванием Учителя было воспитание настоящего человека. Весной 1956 года юбилейный, 25-й выпуск МАИ,  выплеснул на просторы Родины чудесной 25 новоиспеченных дипломированных вертолетчиков – «инженеров-механиков по самолетостроению». Кроме уже названных выше личностей в память об альма-матер с благодарностью и почтением хотелось бы вспомнить: — замечательную женщину, прекрасного  преподавателя математики, доцента МАИ Гончарову Марию Кузьминичну; — ответственного секретаря газеты «Пропеллер» Семена Давыдовича Лискера (псевдоним Листов, соавтор пьесы «Летчики», которая  тогда шла в театре Советской Армии, в роли Гали Друниной – Людмила Ивановна Касаткина); — друзей, корреспондентов «Пропеллера» Роальда Федорова, Марию Евдокименко, Галину Лебедеву.     

В настоящее время на 9 факультетах, в 4 институтах МАИ (на правах факультетов) и 4 филиалах обучаются более 20 тыс. студентов. Институт готовит конструкторов и проектировщиков широкого профиля для предприятий авиационной, оборонной и ракетно-космической промышленности. В аспирантуре готовят кандидатов наук по 54 специальностям физико-математических, химических и технических наук, а также по 6 специальностям исторических, экономических, философских и политических наук.  Ученые МАИ ведут исследования по важнейшим направлениям науки.

Ректор института – профессор, доктор технических наук  Анатолий Николаевич Геращенко.

 

WordPress SEO