ЭМИЛЬ И ГЕНРИ БЕРЛИНЕРЫ

 

НА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОЛНЕ

 

Летание без крыл жестокая забава.

Д. Хармс

На вертолете все-таки не так много народу летает. А вот граммофон, наверное, слушали все. Совсем недавно чары льющихся с круглых пластинок звуков владели миром. Во многом благодаря изобретателю граммофона Эмилю Берлинеру (Emile Berliner). Известному ветерану геликоптеростроения.

Эмиль родился 20 мая 1851 года  в Ганновере,  в 1865 году окончил школу в Нижне-Саксонском городе Вольфенбюттеле. Девятнадцатилетним юношей он покинул отчий дом ради Америки. В «Новом свете» перепробовал множество занятий, торговал, делал химические и электрические опыты, синтезировал сахарин, наконец, нашел приличную работу в телефонной компании А. Белла (Bell Telephone Company). Здесь проявились его изобретательские таланты, которые руководство  компании оценило хорошей денежной премией. В 1881 году Эмиль не надолго посетил родные места, где вместе с братом Йозефом основал телефонную фабрику. Через два года вернулся в США, чтобы продолжить образование. В Вашингтоне организовал небольшую лабораторию – здесь он начал воплощать в жизнь свои задумки, связанные с новым увлечением – звукозаписью.

26 сентября 1887 года Эмиль Берлинер подал в патентное бюро первую заявку на изобретение  — «граммофон» (U.S. Patent 372 786). Это произошло  через 10 лет после того, как  Томас Алва Эдисон получил патент на фонограф.  В  изобретении от 28 июля 1896 года  (U.S. Patent 564 586) Берлинер  использовал в качестве звуконосителя уже не цилиндр, а плоский диск.  Сделанные на диске бороздки поддавались копированию  методом фотогравирования.

Так же, как ранее Эдисон, немецкий инженер кропотливо, в многочисленных опытах подбирал наилучший материал для пластинок и оптимальную скорость их вращения. Вначале в качестве носителя использовался полированный лист цинка, покрытый тонким слоем воска. Иридиевое острие, соединенное с мембраной, царапало воск, на который затем наносилась кислота, чтобы протравить прочерченные резцом бороздки. В 1897 году изобретатель перешел на диск из шеллака (вещества, вырабатываемого тропическим насекомым — лаковым червецом), шпата и сажи. Появление твердых пластмасс сделала возможным удешевить производство пластинок.  Широкому распространению новинки способствовало предложение Берлинера выплачивать исполнителям гонорар за участие в записи. Технический прогресс обеспечила созданная в Филадельфии компания  "Berliner's Gramophone Company" с  филиалами в Великобритании (Gramophone Company), и  Германии (Deutsche Grammophon).  В конце XIX  века граммофоны и пластинки Берлинера с записями М.Г. Савиной, Ф.И. Шаляпина, А.Д. Вяльцевой, В.Ф. Комиссаржевской привлекали толпы народа в Пассаж на Невском проспекте Санкт-Петербурга.

Весна авиации начала ХХ века не оставила равнодушным блистательного немецкого изобретателя. В 1903 году он изготовил модель самолета с реактивным двигателем. Понимая важность для авиации  легкого двигателя, Эмиль Берлинер в сотрудничестве с компанией   Adams-Farwell Company разработал 36-сильный мотор роторного типа. Для внедрения таких моторов Эмиль основал Gyro Motor Company. В 1908 году он спроектировал легкий самолетный мотор со звездообразным расположением цилиндров, в 1910 году разработал оставшийся нереализованным проект одновинтового геликоптера с рулевым винтом, в период 1919-1926 годов построил несколько испытательных стендов и летательных аппаратов.

 Первым поднявшимся в воздух аппаратом Эмиля Берлинера стал соосный геликоптер с двумя двухлопастными винтами диаметром 4 м. На аппарате конструктор установил поршневой мотор «Рон» мощностью 80 л.с., под винтами расположил вертикально расположенную поверхность с надеждой использовать ее в целях руля направления. Взлетная масса геликоптера составила 410 кг. Ухудшение здоровья и проблемы бизнеса не позволили Эмилю Берлинеру продолжить активные работы по доводке геликоптера. Однако его сын Генри тоже был превосходным инженером. Генри оставил службу фотографа в военной авиации и включился в работы отца по созданию винтокрылых аппаратов. В январе 1920 года он совершил на соосном геликоптере непродолжительный неустойчивый полет на высоте 5-6 м.

Летный опыт побудил Генри улучшить конструкцию аппарата: он изготовил более прочные  винты увеличенного до 5,3 м диаметра, рулевые поверхности в индуктивном потоке установил спереди и сзади. Однако это почти ничего не дало, аппарат остался неустойчив, испытания пришлось прекратить. Но, как поет А. Розенбаум, «летать, так летать!» — отец и сын Берлинеры придумали еще кое-что.  На фюзеляж от самолета «Ньюпор Скаут» они установили вместо крыла фермы, к концам которых прикрепили двухлопастные, 4,5 метровые в диаметре несущие винты, приводимые во вращение поршневым двигателем «Рон» мощностью 110 л.с.  Еще один, третий, несущий винт меньшего диаметра они установили сзади фюзеляжа перед килем. Управление шагом лопастей заднего винта позволяло изменять угол тангажа аппарата. С этой же целью могли изменять угол наклона вперед-назад валы основных, поперечно расположенных несущих винтов. Взлетало трехголовое чудо массой 880 кг только с разбегом. В 1922 году представители военно-морского флота США стали свидетелем единственного успешного полета необычного аппарата: на высоте немногим большей 2 м он пролетел 100 м со скоростью 25 км/ч.  . В 1923-1924 годах отец и сын Берлинеры построили два комбинированных аппарата, устанавливая роторы на двух и трехпланных крыльях самолета.  Несущие винты диаметром  4,57 м вращались в противоположных направлениях, для путевого управления предусматривалось расположенные ниже каждого ротора жалюзи с отклоняемыми поверхностями размерами 91х20 см. Гибридный аппарат был оснащен двигателем Bentley BR-2 Rotary мощностью 220 л.с. В хвостовой части машины устанавливался маленький несущий винт диаметром 0,76 м с лопастями изменяемого шага винт для управления углом тангажа.  Вес триплана достигал 870 кг при массе пустого 748 кг. Наилучшие результаты аппарат показал 23 февраля 1924 года, продержавшись в воздухе около двух минут на высоте около 5 м.  Подняться выше зоны влияния «земной подушки» аппарат упорно отказывался.  В 1925 году Берлинеры попытались построить облегченный вариант машины, но существенно лучших результатов получить не смогли. К этому времени более успешные полеты совершили геликоптеры Э. Эмишена и П. Пескара во Франции, Г. Ботезата в США. Разочарованные и усталые Эмиль и Генри Берлинеры с геликоптерами «завязали». Эмиль Берлинер умер в Вашингтоне 3 августа 1929 года в возрасте 88 лет.

За немецкими изобретателями осталась честь первых полетов геликоптера на американской земле, ряд новаторских идей и  конструкций. 

Добавить комментарий

шрам в домашних условиях

WordPress SEO