На тропу войны вступает Сикорский

Яркая звезда авиаконструктора Игоря Сикорского взошла в России, как творца большого военного самолета-бомбардировщика. В США эмигрант Сикорский начал окучивать ниву геликоптеростроения также с военных целей. Благо, в момент, когда успешный конструктор гражданских самолетов решил вернуться к юношеской мечте о геликоптере, вторая мировая война была в  самом разгаре.

Первый свой винтокрылый аппарат «Воут-Сикорский» VS-300 (S-46) Сикорский начал строить в июле 1939 года. 14 сентября (день рождения Николая Камова) 1939 года конструктор, насколько позволяла привязь,  оторвал VS-300 от земли. 13 мая 1940 года на доработанном аппарате Сикорский смог осуществить первый подъем без привязи. По мере накопления опыта полеты становились  более управляемыми. 20 мая 1940 года состоялась публичная демонстрация VS-300 в Бриджпорте. 17 апреля 1941 года VS-300 совершил взлет с воды: так родилась винтокрылая амфибия. 6 мая  VS-300, пилотируемый Сикорским, продержался в воздухе 1 ч 32 мин 49 сек., установив мировой рекорд продолжительности полета геликоптера.  Первый полет усовершенствованного VS-300 состоялся 8 декабря 1941 года.  Пилотировал машину профессиональный летчик-испытатель Чарльз Лестер Моррис. В результате дальнейших улучшений конструкции  VS-300 удалось повысить скорость полета до 100 км/ч,  довести аппарат до хорошо управляемого состояния.

 Под влиянием успехов VS-300  ВВС США заключили с Сикорским контракт на  разработку двухместного геликоптера VS-316 (S-47, армейское обозначение Sikorsky R-4 Hoverfly ). Испытания геликоптера начались 14 января 1942 года. 20 апреля в присутствии представителей военного ведомства Чарльз Моррис установленной в носу машины трубкой Пито подцеплял укрепленные на двухметровых штырях небольшие кольца и переносил их стоящему в стороне Сикорскому.  Покончив с воздушными фокусами, пилот набрал  высоту 1500 м, выполнил посадку на авторотации при выключенном двигателе, «на закуску», используя эффект «воздушной подушки» поднял в воздух четыре человека.  Государственные испытания XR-4, проведенные в период с 30 мая 1942 года по 4 января 1943 года в Райд-Филде, подтвердили  летные качества машины: скорость до 129 км/ч, высота полета до 3650 м, дальность 180 км.

В предсерийное производство пошла модернизированная версия XR-4С с двигателем «Уорнер» R-550-1 мощностью 180 л.с.  Из партии в 30 экземпляров первые три получили военное обозначение YR-4A, последующие —  YR-4B.  Геликоптеры «обкатывались»  в армейском испытательном центре «Райт Филд», в подразделениях береговой охраны США,  в других родах войск  США и Великобритании.  В январе 1943 года военными были заказаны  200 геликоптеров R-4B, из которых до окончания войны удалось построить 100 экземпляров.

Крещение боем геликоптеры XR-4  получили в 1944 году в джунглях Бирмы и Индии, а затем в Китае и на островах Тихого океана.  Геликоптеры вывозили раненых, корректировали стрельбу артиллерии, обеспечивали связь и снабжение частей, попавших в окружение к японцам. Японские летчики  начали охоту на, казалось бы,  легкую добычу. Однако тихоходный и беззащитный геликоптер ловко уклонялся  от атаки истребителя, прячась среди деревьев.

Во флоте и береговой охране США эта машина использовалась под именем HNS-1. В вооруженных силах Великобритании она носила название Hoverfly-I и помимо перечисленных выше целей использовалась для поиска подводных лодок и обслуживания королевской семьи.

Добавить комментарий

WordPress SEO