ХРОНОЛОГИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ

 

 

 

Год

Страна

АВТОР

Изобретение, идея, проект, событие

III  век до н.э.

Греция

Архимед

Водоподъемная спираль

I век до н.э.

Египет

Герон Александрийский

Паровая турбина «Эолипил»

Начало н.э.

Китай

Неизвестен

Воздушный волчок, раскручиваемый руками

320

Китай

Гэ Хун

Предложение вращающихся лопастей для летающей колесницы

1489

Италия

Леонардо да Винчи

Рисунок вертолета с несущим винтом в виде полутора витков спирали Архимеда, приводимых во вращение людьми, идущими по платформе, связанной с валом винта

1754

Россия

М.В.Ломоносов

Заводная модель (аэродромическая машинка), облегчающаяся на несколько грамм

 

1768

Франция

А.Поктон

Опубликование брошюры «Теория архимедова винта».

Вертолет-мускулолет «Птерофор» с несущим винтом и пропеллером. Предусмотрена возможность превращения несущего винта в парашют путем перекрытия «каналов» несущего винта клапанами. 

1782

Франция

Ж.Бланшар

Постройка натурного вертолета–мускулолета

1784

Франция

Лануа, Бьенвеню

Летающая безфюзеляжная модель вертолета весом 90 г с двумя прикрепленными к одной оси двухлопастными  винтами, приводящимися в противоположное вращение упругим элементом

1807

Великобритания

Джордж Кейли

Предложение использовать для летательных аппаратов крестообразное хвостовое оперение, бипланные и полипланные крылья,  крылья с поперечным  V для повышения устойчивости.

Первые в истории стенды  для экспериментального исследования несущих винтов.

Работающий калорический двигатель (предшественник двигателя внутреннего сгорания).

Проект геликостата —  гибрида дирижабля с вертолетом.

 

1816

Австрия

Яков Деген

Летающая модель соосного вертолета, с несущими винтами, приводимыми во вращение часовым механизмом и раскрываемым парашютом для спуска на землю.

Расчаленные лопасти с лонжеронами и набором поперечных балочек.  Фюзеляж — шасси в виде подставки – треноги.

1818

Франция

Адольф де

Ламбертье

Проект вертолета-мускулолета:  вокруг цилиндрической клетки, с находящимся в ней пилотом, вращается другая клеть со спиралевидным несущим винтом. Парирование реактивного момента посредством тормозной поверхности в зоне индуктивного потока.

1823

Италия

Витторио Сарти

Проект соосного вертолета «Аэровильеро».  Поступательное перемещение предполагалось осуществлять путем наклона аппарата за счет изменения продольной центровки  (на консоли размещался балансировочный груз).  Паровой двигатель.

1842

США

Роберт Тейлор

Проект преобразуемого летательного аппарата с  двумя соосными несущими винтами разного диаметра и толкающим пропеллером. При переходе к поступательному полету нижний винт меньшего диаметра подтягивается к верхнему,  в результате чего образуется сплошное круглое крыло.  Путевое управление за счет дифференциального общего шага лопастей.

1842

Великобритания

У.Филипс

Летающая модель одновинтового безфюзеляжного вертолета (весом 900 г) с реактивным приводом винта.

1843

Великобритания

Джордж Кейли

Проект преобразуемого аппарата «Воздушный экипаж» — винтокрылого аппарата двухвинтовой поперечной схемы.

1845

Франция

Коссю

Проект вертолета с одним центральным несущим винтом большого диаметра и двумя расположенными по бокам винтами меньшего диаметра, оси которых могли отклоняться от вертикального положения для создания пропульсивной силы  и управления. Паровой двигатель. 

1847-1853

Франция

Анри Жиффар

Экспериментальные исследования несущего винта.  Вывод: площадь лопастей должна быть минимальной, заполнение несущего винта не должно превышать половины.  Доказательство, что человеческой силы недостаточно, чтобы поднять в  воздух вертолет – мускулолет.

1849

США

Генри Смит

Проект привязного вертолета с соосными несущими винтами, приводимыми во вращение электромотором от наземного источника. Диаметр нижнего несущего винта  значительно меньше диаметра верхнего для уменьшения вредного взаимовлияния.

1848

США

Неизвестен

Описание многовинтового вертолета: с десятью несущими винтами и тремя толкающими пропеллерами, дифференциальное изменение тяг которых обеспечивает путевое управление

1848-1870

Франция

Л.Пийе

Испытания винтов.  Обоснование металла в качестве материала для изготовления лопастей.  Описание конструкции лопасти: трубчатый лонжерон, к которому крепится металлическая рамка, обтянутая плотной тканью. Лонжерон расположен на трети хорды. Лопасти придается крутка. Вывод: тяга несущего  винта пропорциональна квадрату концевой окружной скорости и кубу радиуса.  Указывается на худшие вибрационные характеристики двухлопастного несущего винта, по сравнению с вибрационными характеристиками трех- и четырехлопастных винтов.

1851

Франция

Обо

Проект вертолета продольной схемы с крылом, рулем высоты и плавниками для создания пропульсивной силы. Заполненные сжатым газом амортизаторы в качестве шасси.

1859

Великобритания

Генри Брайт

Первый в истории патент на  винтокрылый летательный аппарат.

Соосный вертолет с двухлопастными соосными винтами и схемой  редуктора, приводящего в противоположное вращение верхний и нижний несущие винты. Киль для придания путевой устойчивости.

Доклад с выводом:  величина подъемной силы несущих винтов зависит от площади лопастей, углов их установки и скорости вращения.

 

1860

Франция

Густав –Понтон Д' Амекур

Проект соосного вертолета с толкающим воздушным винтом, рулями поворота и высоты. При отказе двигателя лопасти несущих винтов устанавливаются на нулевой угол и образуют парашюты.

1863

Франция

Густав –Понтон Д' Амекур

Модель соосного вертолета с паровым двигателем. Несущие винты развивали подъемную силу, равную четверти  веса трехкилограммового аппарата

1863

Франция

Габриель

де ля Ландель

Описание воздушного корабля «Аэронефа» с двумя продольно расположенными мачтами, на которых размещались по две пары соосных  несущих винтов противоположного вращения.  На концах мачт предусматривались раскрываемые  парашюты. По бокам фюзеляжа — самолетные крылья, спереди и сзади – крестообразные рули управления.

1863

Франция

Феликс Надар (Турнашон)

Публикация  «Манифеста воздушной аутомиции», со словами «… безумно бороться с воздухом, будучи легче самого воздуха… Винт – святой винт… должен в будущем вознести человека в воздух».

1861

США

Мортимер Нельсон

Американский патент на вертолет с двумя поперечно расположенными несущими винтами, оси которых могли наклоняться для обеспечения поступательного перемещения. Крыло для обеспечения посадки при отказе двигателя и получения дополнительной подъемной силы в горизонтальном полете, а также руль для путевого и продольного управления. 

1862

США

Лютер Кроуэл

Американский патент на преобразуемый летательный аппарат с осями винтов, поворачивающимися на 90°. Для компактности аппарата четырехлопастные винты сделаны с 59% -ным перекрытием.

1863

Россия

Аркадий Эвальд

Описание летательного аппарата с несущим винтом, установленным в вырезе крыла, который должен был служить для создания подъемной силы при наборе высоты, а также ветряком при безмоторном планирующем спуске.

1865

США

Митчелл

Проект вертолета  с двумя соосными несущими винтами, один из которых располагался над, а другой под фюзеляжем.  Предусматривались тянущий и толкающий винты, причем ось толкающего винта могла отклоняться в сторону для обеспечения путевого управления. На случай отказа мотора устанавливалось крыло.

1866

Великобритания

Френсис Уэнхэм

Экспериментальные исследования работы винтов, которые показали выгодность винтов большего диаметра.  При поступательном движении вертолета потребная мощность уменьшается. Мощность в 1 л.с. способна создавать подъемную силу до 30 кг, откуда, в частности, следует невозможность вертолета–мускулолета.

1870

Франция

Альфонс Пено

Резиновый двигатель для летающих моделей

1870-1871

Россия

М.А.Рыкачев

Экспериментальное исследование четырехлопастного винта.

Лопасти – в форме трапеции.  Определялись зависимости подъемной силы от угла установки лопастей и частоты вращения.

1871

Россия

Александр

Лодыгин

Проект вертолета «Электролет» с несущим и толкающим винтами. Ось последнего отклонялась вбок для путевого управления. Источником мощности являлся электродвигатель с постоянной частотой вращения.  Подъемная сила несущего винта регулировалась изменением общего шага лопастей.

1871

Франция

Иосиф Кроче-Спинелли

Проект механизма изменения общего шага лопастей несущего винта с гидравлическим приводом.

Обоснование способа «прыжкового» взлета за счет кинетической энергии, накопленной перед стартом несущим винтом, раскрученном при малом угле установки лопастей (журнал «Аэронаут»).

Выбор рациональной схемы вертолета. Указание на невыгодность соосной схемы из-за вредного влияния верхнего винта на нижний.

Предложение многомоторной силовой установки для повышения безопасности полета.

1871

Франция

Поме и де ля Поз

Проект одновинтового вертолета с наклоненной вперед осью несущего винта и рулем направления, расположенном в индуктивном потоке.   В качестве источника мощности предполагалось использовать двигатель внутреннего сгорания, приводимый взрывами пороха.

1872-1873

Франция

Ренуар

Описание в журнале «Аэронаут» вертолета двухвинтовой поперечной схемы с наклоняемыми вперед осями. Описание механизма наклона осей с использованием зубчатых колес и косой рейки.

Каркас лопастей выполнен из бамбука,  обшивка из картона.

1874

Германия

Ахенбах

Проект одновинтового вертолета с хвостовым рулевым винтом для уравновешивания реактивного момента.  Рулевой винт с пневматическим приводом размещался в кольце.

Несущий винт большого диаметра с круткой лопастей.

Паровой двигатель.

1875

Великобритания

И.Кав

Патент на вертолет соосной схемы, у которого нижний винт имел диаметр, частоту оборотов и угол установки лопастей больше, чем у верхнего.

Поступательное перемещение за счет наклона аппарата, которое создавалось изменением центровки.

Поршневой двигатель, действующий на сжатом воздухе.

 

1877

Италия

Энрико Форланини

Подъем в воздух модели  одновинтового вертолета с паровым двигателем (котел оставался на земле).  Уравновешивание реактивного момента — тормозными поверхностями, расположенными в индуктивном потоке несущего винта. Тормозным поверхностям придавалась форма лопастей для получения дополнительной подъемной силы.

Для изготовления фюзеляжа, винта и тормозных поверхностей использовалась листовая сталь и бальза.

1877

Франция

Эммануил Дьезд

Модель соосного вертолета с четырехлопастными несущими винтами.  Угол установки лопастей регулировался для изменения подъемной силы и  уравновешивания реактивных моментов винтов.

Двухцилиндровая паровая машина, пар в которую подавался с земли. 

1878

Франция

П.Кастель

Летающая модель вертолета  с двумя поперечно расположенными бипланными несущими винтами.   Винты приводились во вращение двухпоршневым двигателем, сжатый воздух к которому подводился с земли.

Лопасти представляли собой металлические ободы, обтянутые пергаментом.

1879

Франция

Иосиф

Меликов

Проект вертолета с газовой турбиной в качестве двигателя, сопровожденный весовым расчетом.

Вес вертолета вместе с летчиком и запасом эфира на час полета должен был составить 170 кг.

1880-1910

США

Томас Альва

Эдисон

Экспериментальные исследования несущих винтов.

Вывод о целесообразности использования высокоскоростных (8000 об/мин),  многолопастных  несущих винтов с малым углом установки.

Попытка разработки порохового двигателя, закончившаяся неудачей (взрыв в лаборатории).  

1886

Франция

Жюль Верн

Описание вертолета, подобного многомачтовому кораблю, с парами соосных трехлопастных несущих винтов противоположного вращения на каждой мачте.  Каждый несущий винт имел внешний обод для обеспечения жесткости.  

Вертолет оснащался штурманским и метеорологическим оборудованием.

Шасси – система гибких рессор.

В качестве основного конструкционного материала – огнеупорная прессованная рисовая бумага, пропитанная декстрином и крахмалом (прообраз современного пластика).

1888

США

Эдуард

Джонсон

Патент на винтокрылый аппарат с четырьмя несущими винтами, каждый из которых приводился во вращение своим двигателем

1889

Россия

Иван Ярковский

Экспериментальные исследования несущего винта.  Получение эмпирических зависимостей подъемной силы и сопротивления от угла установки и площади лопастей, частоты вращения винта.

Заключение о целесообразности малых углов установки лопастей и окружных скоростей  вращения.

1891

Россия-Австрия

Вильгельм Кресс

Модели вертолетов, в том числе соосных.

Действующая модель механизма изменения циклического шага лопастей несущего винта (прообраз автомата перекоса) для обеспечения поступательного перемещения вертолета.

 

Проект одноместного «привязного» вертолета с двумя соосными несущими винами диаметром 10 м. каждый.

Основа лопасти – изогнутая стальная труба с фанерными нервюрами, обтянутыми плотной тканью.

Фюзеляж  из стальных труб

Шасси трех опорное, рессорного типа.

1891

Россия

Станислав

 Гороховский

Проект вертолета с двумя поперечно расположенными  восьмилопастными несущими винтами, приводимыми от электрического двигателя.

Для обеспечения управления и балансировки относительно всех трех осей предусматривались рули «балансьеры», приводившиеся в маховое движение летчиком.  Весовая балансировка достигалась смещением гири.

Деревянное шасси, все остальные части конструкции – из алюминия.

 

1893

Германия

Дж. Хомейстер

Патент на проект одновинтового вертолета с двумя управляемыми поверхностями в зоне индуктивного потока несущего винта для парирования реактивного момента

1893

Германия

Карл

Бильвилер

Патент вертолета с пятью несущими винтами: одним центральным и четырьмя расположенными крестообразно вокруг с осями, имеющими наклон внутрь.  Лопасти крепились к втулкам при помощи горизонтальных шарниров для возможности изменения диаметра несущих винтов, и, соответственно, их подъемной силы.

Патент вертолета с одним несущим винтом в кольцевом канале с лопастями, имеющими осевые шарниры для изменения угла установки.

1893

Россия

Дмитрий Чернов

Экспериментальные исследования несущего винта.

Лопасти изготавливались из кровельного железа.

Впервые предсказана возможность вихреобразования на верхней поверхности лопасти при больших углах установки («срыв» потока).

Установление пропорциональности подъемной силы квадрату скорости, а работы – кубу скорости.

Выбор поперечной схемы вертолета, как наиболее практичной, удобной  и максимально сходной с работой крыла птицы.

1894

Германия

Август  Бохм

Патент на вертолет с шестью несущими винтами.

Предложение использовать управляемые поверхности в индуктивном потоке  несущих винтов для обеспечения поступательного движения и путевого управления.

Крыло с регулируемым углом установки.

Четырехколесное шасси.

1895

Россия

Сергей

Неждановский

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель для установки на концах лопастей, а также реактивный компрессорный  привод с дожиганием на концах лопастей.

Предложение  упругого крепления несущего винта

1895

Россия

Л.Д'Андре

Проект соосного вертолета с рулевым винтом, крылом для аварийной посадки  и  лопастями в виде перевернутых чашек.

В качестве конструкционного материала предлагалось использовать алюминий и полотно.

Двигатель – «коловратная машина» на аммиаке.

1896

Германия

Александр

Шорке

Патент на вертолет с механизмом наклона оси несущего винта

1896

Великобритания

Дж. Рутс

Патент на проект одновинтового вертолета с несущим винтом в виде стального обруча, прикрепленного к валу стержнями, к которым крепились куски ткани – лопасти, установленные под углом 20˚.  Такой винт со стопроцентным заполнением мог использоваться как парашют.  Наклон вертолета  — путем смещения балласта.

1896

Германия

Р.Бивен

Патент на вертолет с одним несущим винтом, одним тянущим и одним хвостовым рулевым винтами, с изменяемым общим шагом лопастей

 

1896

Великобритания

Р.Кош

Патент на проект двухлопастного  несущего винта с лопастями в виде вращающихся дисков

1896

Великобритания

Дж. Давидсон

Патент на винтокрылый летательный аппарат с крыльями, в которых располагалось двенадцать и более несущих винтов малого диаметра, приводимых во вращение ременной передачей от расположенного в фюзеляже двигателя.

1897

Франция

Эдуард Людвиг

Проект соосного вертолета «Ортогеликоптера» с разными диаметрами несущих винтов (большим у нижнего). Каждый несущий винт снабжался фрикционной муфтой для регулирования частоты вращения и обеспечения, таким образом, путевого управления.

1897

Великобритания

Хайрам

Максим

Запатентован проект вертолета  с двумя поперечно расположенными несущими винтами и двумя   пропеллерами с наклоняемыми осями вращения, которые не только создают пропульсивную силу, но также обеспечивают продольное и путевое управление.

Поперечную балансировку и управление предполагалось осуществлять дифференциальным изменением общего шага и частоты оборотов двух поперечно расположенных несущих винтов.

Предусмотренные органы обеспечивали управление и балансировку относительно трех осей.

Каждый винт приводился от своего двигателя.

Лопасти деревянные или с металлическим каркасом, обтянутым тканью, с жесткой передней кромкой и гибкой задней.

Лопасти расчаливались к пружинной муфте, расположенной на оси вала.

1900

Германия

Карл Зенкер

Изготовлен вертолет «Бремен 1» с четырьмя несущими винтами.

Лопасти бипланного  типа с каркасом из металлических и бамбуковых прутьев, обтянутых полотном.

Привод движения  винтов – тросовый.

1900

Венгрия

Эммануил

Калиш

Патент на соосный вертолет, с нижним несущим винтом меньшего диаметра и установкой лопастей несущих винтов под углом 45˚.

В одном варианте привода несущих винтов нижний винт крепился к вращающемуся корпусу двигателя, а верхний винт приводился от его выходного вала (ротативный двигатель).

1900-1902

Великобритания

Горацио

Филлипс

Вертолеты с паровым двигателем соосной и поперечной схем, доведенные до стадии натурных испытаний

1902

Россия

Александр

Яблонев

Проект винтокрылого летательного аппарата  с устройством средства автоматической стабилизации полета на основе гироскопа (прообраз автопилота).

1902

Франция

Балле

Проект вертолета с одним несущим винтом, поверхностями в индуктивном потоке для парирования реактивного момента и двумя двигателями для повышения безопасности

1902

Германия

Макс Буркарт

Патент вертолета с перекрещивающимися осями несущих винтов (синхроптер).

1903

Россия

Иосиф Липковский

Проект соосного вертолета с несущими винтами диаметром 16 м, частотой вращения 60 об/мин и взлетным весом 3000 кг.

Для путевого, продольного и поперечного управления были предусмотрены аэродинамические поверхности и рулевые винты, располагавшиеся спереди и позади фюзеляжа.

Конструкционный материал – сталь, дерево и ткань.

По расчету аппарат должен был развивать скорость до 80 верст/ч,  подниматься до высоты 6200 м.

Был изготовлен только двухлопастный несущий винт.

Способ повышения грузоподъемности  путем соединения двух, четырех и шести соосных винтомоторных групп малого вертолета.

1903

Россия

Кузьмин

Проект вертолета двухвинтовой поперечной схемы с механизмом, позволяющим изменять как циклический, так и общий шаг лопастей.  Отступающая лопасть устанавливалась на больший угол для создания «гребущего» эффекта.

1903

США

У.Пиккеринг

Привязная модель вертолета с двумя поперечно расположенными несущими винтами и электродвигателями. Модель подняла в воздух кролика.

1903

Франция

Антуан

Филиппи

Запатентованный и построенный вертолет поперечной схемы, оси несущих винтов которого могли наклоняться вперед и назад для обеспечения поступательного движения и путевого управления. Несущие винты в виде шаровых сегментов, обращенных выпуклой стороной кверху. Фюзеляж и консоли несущих винтов – из велосипедных труб.  В качестве шасси – три велосипедных колеса.

1903

Великобритания

Иосиф Беркли

Патент на проект трехвинтового винтокрылого аппарата с двумя толкающими воздушными винтами. Несущие винты — мультипланные с возможностью раздвижения лопастей и превращения их в парашют или крыло. Лопасти с круткой, с автоматическим изменением циклического угла установки для уравновешивания моментов, действующих на наступающей и отступающей лопастях.  Дополнительно, продольно — поперечная центровка   регулировалась смещением центра тяжести аппарата (автоматическим изменением длины троса подвески гондолы, в которой предполагалось разместить экипаж, топливные баки или аккумуляторы в случае использования электродвигателя).

 

1903

Австро-Венгрия

Георг Вельнер

Испытания выполненных из жести винтов с лопастями, отличающихся формами, заполнением, круткой и профилем. 

Несущий винт в виде вытянутой восьмерки с силовой основой лопастей из семи деревянных лонжеронов, обшитых алюминиевыми листами.

Вывод о целесообразности использования на вертолете медленно вращающегося винта большого диаметра.

Проект вертолета с лопастями, имеющими концевой привод в виде пропеллера.

Патент на проект вертолета «Кольцевой летатель» с двенадцатилопастным несущим винтом, который вращается вокруг фюзеляжа, с приводом от шести винтомоторных групп, расположенных на концах лопастей.  Предусмотрен также тянущий воздушный винт с приводом от размещенной в фюзеляже силовой установки.

 

1904

Франция

Шарль Ренар

Опубликование эмпирических зависимостей между подъемной силой, диаметром, частотой вращения несущих винтов и мощностью двигателей (в том числе формулы «степень две трети»).

Конструкция несущего винта с шарнирным креплением лопастей к втулке при помощи универсального шарнира, дающего возможность маховых движений лопасти в двух плоскостях.  Цель шарнирного крепления – разгрузить комель лопасти от больших изгибающих моментов. 

Экспериментальная модель вертолета с двумя поперечно расположенными двухлопастными несущими винтами диаметром 2,12 м.

 

1904                                 Россия

Н.Е.ЖУКОВСКИЙ

Опубликование статьи «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером»,  в которой анализируются результаты исследований Шарля Ренара и выведена формула оптимального диаметра несущего винта по критерию максимальной полезной нагрузки.

 

1905

Монако

Морис ЛЕЖЕ

Первый подъем человека (Леже) в воздух на вертолете —  двухвинтовом соосном, с полетным весом 180 кг. Винты диаметром 6,25 м приводились электромотором от расположенного на земле источника.

 

1906

Франция

Сантос- Дюмон

Наземные испытания вертолета с двигателем «Ануанетт» мощностью 24 л.с.  Аппарат оказался неустойчивым.

 

 

В числе разработок и предложений по схемам.

Летательный аппарат:

  • с двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях (классическая схема соосного вертолета) – М.В. Ломоносов, 1754 год, Россия
  • с несущим винтом, приводимым во вращение струей воздуха, вытекающей из конца лопасти (реактивный вертолет) – 1842 год, Филипс, Великобритания
  • с двумя несущими винтами противоположного вращения, расположенными поперек движения (поперечная схема) – 1843 год, Джордж Кейли, Великобритания
  • с несущим винтом большого диаметра и двумя, установленными по бокам, рулевыми винтами, оси которых могли отклоняться от вертикального до горизонтального направления – 1845 год, Коссю, Франция
  • соосной схемы с разными диаметрами несущих винтов – 1849, Смит, США
  • с десятью несущими винтами и тремя тянущими винтами – 1848 год, США
  • с двумя несущими винтами, расположенными продольно по полету, плюс крылья и руль высоты (продольная схема с крылом) – 1851, Обо, Франция
  • с соосными несущими винтами, расположенными попарно на двух продольно расположенных мачтах (Аэронеф) –  1863 год,  Габриель де ля Ландель, Франция
  • с двумя несущими винтами, оси которых способны поворачиваться на 90˚ (конвертоплан) – 1862,  Лютер Кроуэл, США
  • с одним несущим винтом, ось которого наклонена вперед, и рулевой поверхностью в зоне индуктивного потока – 1871 год, Поме и де ля Поз, Франция
  • с одним несущим винтом, реактивный момент которого уравновешивается рулевым винтом (классическая схема) – 1874 год, Ахенбах, Германия
  • с перекрещивающимися осями двух несущих винтов (синхроптер) – 1902 год,  Макс  Буркарт, Германия

 

Из   способов управления:

  • установкой  пропеллера для изменения пропульсивной силы и обеспечения поступательного движения – 1768 год, А. Поктон, Франция 
  • с помощью самолетных рулей высоты и направления – 1799 – 1804 годы, Джордж Кейли, Великобритания
  • установкой машущих крыльев для управления подъемной силой – 1809, Джордж Кейли, Великобритания
  • наклоном вертолета посредством изменения центровки (смещением центровочного груза) – 1823, Витторио Сарти, Италия; 1853-1865, Д˚Амекур, Франция
  • дифференциальным изменением углов общего  шага верхнего и нижнего несущих винтов соосного вертолета (путевое управление) – 1842, Роберт Тейлор, США
  • отклонением осей двух рулевых винтов (при вертикальном расположении – увеличение подъемной силы, при горизонтальном положении – создание пропульсивной силы, при отклонении в разные стороны – путевое управление) – 1845 год, Коссю, Франция
  •  управляемым дефлектором в индуктивном потоке несущего винта в качестве руля– 1871, Поме и де ля Поз, Франция
  • дифференциальным изменением общего шага и частоты вращения двух поперечно расположенных несущих винтов – 1872, Хайрам Максим, Великобритания
  • изменением общего шага лопастей (управление подъемной силой) – 1871 год, Александр Лодыгин, Россия – Франция
  • соосной установкой противовращающихся пропеллеров, не имеющих реактивного момента, — 1872, Герман Паукер, Россия
  • изменением циклического шага лопастей (продольно-поперечное управление) – 1891, Вильгельм Кресс, Россия-Австрия
  • управляемыми дефлекторами в индуктивном потоке несущего винта для изменения пропульсивной силы и путевого управления – 1894, Август Бохм, Германия
  • дифференциальным изменением частоты вращения верхнего и нижнего несущих винтов соосного вертолета (путевое управление) – 1897, Эдуард Людвиг, Франция
  • рулевыми винтами (путевое, продольное и поперечное управление) – 1903, Иосиф Липковский, Россия
  • изменением общего и циклического шага («гребущий» эффект) лопастей несущих винтов вертолета поперечной схемы (поперечное управление и управление пропульсивной силой) – 1903, Кузьмин, Россия

 

В качестве источников энергии, расположенных на летательном аппарате,  предлагалось использовать человека (Леонардо да Винчи, 1489), часовую пружину (Ломоносов, 1754), упругие элементы в виде лука (Лануа и Бьенвеню, 1784),  резину (1870, Пено), калорический двигатель (1807, Кейли), поршневые двигатели (1895, Коновалов), реактивный привод (1842, Филипс).

Разработаны всевозможные варианты конструкций отдельных частей винтокрылого аппарата, в первую очередь, лопастей, втулок несущих винтов, механизмов управления, фюзеляжа, шасси.

Добавить комментарий

WordPress SEO