ЭТХ

Комплекс эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ) вертолета (как и любого летательного аппарата) определяется показателями безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной технологичности и технико-экономической эффективности конструкции.

Минимальные требования к конструкции исходя из критериев безопасности полета определены нормативно-технической документацией федерального уровня (Воздушный кодекс, Авиационные правила). Любая корректировка этих требований возможна лишь путем введения соответствующих изменений  НТД в установленном порядке.

Требования к конструкции, исходящие из критериев безопасности полета, определяют важную, но относительно небольшую часть эксплуатационно технических характеристик. В основном  эти характеристики касаются надежности частей конструкции, нормальное функционирование которых необходимо для осуществления безопасного полета (требования недопущения разрушения критических деталей, обеспечения определенного уровня безотказности оборудования,  предупреждающей информации экипажу о возникших отказах оборудования).

Большую часть ЭТХ составляют показатели, которые напрямую не влияют на безопасность полета, но в значительной степени определяют потребительскую ценность машины, ее конкурентоспособность.

К этим показателям относятся показатели топливной эффективности двигателей (удельный расход топлива), значения ресурсов и сроков службы составных частей вертолета, трудоемкость технического обслуживания.

По каждому из названных показателей существует много источников, накоплен реальный опыт. Так, межремонтные ресурсы большинства комплектующих изделий и агрегатов современных вертолетов находятся в пределах значений 2500 — 5000  часов при отсутствии ограничений по назначенному ресурсу.

Ведется постоянная работа по снижению удельной трудоемкости технического обслуживания. У вертолетов среднего класса трудоемкость ТО составляет 2,5- 4 чел. часа на час полета.

Медленно, но верно повышается топливная эффективность авиационных двигателей.

Существует и противоположная тенденция: с годами неуклонно повышается стоимость производства, цена авиационной техники и логистики, в авиационной транспортной системе увеличиваются расходы на содержание летных и наземных служб.

  Одним из интегральных показателей эксплуатационно-технического совершенства вертолета может служить стоимость (цена) его летного часа. Действительно, в стоимости летного часа находят отражения все основные техноэкономические характеристики, в том числе и противоположного действия на экономику: ресурсы и  надежность комплектующих изделий, удельный расход топлива, трудоемкость ТО, зарплата летного и наземного экипажа, прочие эксплуатационные расходы.

Важно, что по этому показателю имеется большой объем статистических материалов, опубликованных в доступных источниках.

Добавить комментарий

WordPress SEO