ХОРОШЕЕ НЕ БЫВАЕТ ДЕШЕВО

По слухам, запряженную четверкой лошадей  колесницу в древнем Вавилоне обменивали на  килограмм серебра.  В наше время воздушная повозка типа Агуста — Вестланд AW 139, стоит более десяти миллионов долларов США. При цене серебра доллар  за грамм это равно цене десяти тонн благородного металла, притом, что масса конструкции этого вертолета составляет всего 3,5 тонны.   Запряжен  аппарат не четверкой,  табуном в 3000 лошадей. Перевозит чудо техники 15 пассажиров: выходит по 200 скакунов на каждого ездока, в серебряном эквиваленте —  по 660 килограмм серебра на пассажира.  «Praemonitus – premunitus» — предупрежден, значит вооружен. Будем иметь в виду, что выражение «серебряные крылья» в отличие от слов «и дождей грибных серебряные нити» исполняемой Аллой Пугачевой песни «Расскажите птицы», носит не только поэтический, но и вполне прямой материальный смысл.

С приобретением драгоценного вертолета приятные финансовые хлопоты потенциального эксплуатанта только начинаются.  Табун лошадиных сил нужно питать, и не сеном, а хорошим керосином в придачу с маслом. Аренда помещения, где будет содержаться машина, услуги служб управления воздушным движением, страховка, поддержание узлов и деталей машины в работоспособном состоянии. Для интегральной оценки масштаба изымания денежек из тощего кошелька владельца летательного аппарата придумано понятие: «стоимость летного часа» — С лч. Прогнозируемая стоимость часа полета определяется двумя группами затрат: прямыми затратами, пропорциональными величине налета (что потопаешь, то и полопаешь)- Total Variable Cost (TVC); затратами, не зависящими от налета, их называют «фиксированными» или  «годовыми»- Indicated Fixed Cost – Annual (IFC).  В прямых затратах выделяют две подгруппы: — расходы на топливо и масло — Hourly Fuel Cost (HFC),  и, вторая подгруппа,  часовые затраты на техническое обслуживание — оплата ремонта или покупки для замены на новые или отремонтированные компоненты вертолета, оплата труда инженерно-технического состава — Hourly Maintenance Cost (HMC). Годовые («фиксированные») затраты IFC– это зарплата экипажу (солдат спит, служба идет), платежи за ангарное хранение, диспетчерскую службу, метеообеспечение, страхование вертолета. 

Наши расчеты выполнены с использованием опубликованных данных по геликоптерам зарубежных компаний  Агуста-Вестланд (109A, 109KII, 139),  Белл (206BIII JetRangerIII, 206L-3, 206L4, 212. 222B, 230, 430), Энстром (F-280F/FX, 480), Еврокоптер (BK 117C-1, AS-332L-1, AS-350B, AS-350B2, AS-350B-3, AS-365N), Мак-Донал Дуглас (MD 500E, MD 530FF), Робинсон (R 22 Beta 2), Сикорский (S-61N, S-76++, S-76B, S-76C, S-76C+, S-92A, 300C, 333). Так же, как в международном справочнике “THE AIRCRAFT COST EVALUATOR.  Conklin & de Decker”,  при вычислении отдельных составляющих стоимости летного часа принято: цена топлива — 5,44 доллара за галлон, или 45 рублей за литр (1 галлон – 3,79 литра);  цена труда при техническом обслуживании вертолета – 80 долларов за час работы; среднегодовой налет вертолета  τ = 400 часов; отчисления на реновацию 10% от цены вертолета в год (после 10 лет эксплуатации отчисления на реновацию прекращаются).  Цена снятого с производства вертолета приведена к цене 2011 года с учетом 5%-го коэффициента инфляции. В качестве параметра,  в значительной мере определяющего облик вертолета, выбрана масса конструкции вертолета  — G к.

 Полученные корреляционные  зависимости  значений стоимости летного часа вертолета  в долларах США  от массы его конструкции:

Слч = 0,6 + 350, без учета расходов на реновацию;

Слч = 1,0 + 400, с учетом расходов на реновацию  

В российской валюте себестоимость полета на вертолете составляет  18 – 36 рублей за километр. Поездка на автобусе обойдется от 60 копеек до 2-х рублей за километр. На железной дороге проезд километра в сидячем вагоне стоит 54 копейки, а на самолете минимальная цена пассажирокилометра составляет порядка 3-4 рублей.

С учетом предоставляемого пассажиру комфорта цены на проездные билеты подрастают.  Так, чтобы проехать из Москвы до Петербурга нужно потратить:

— на автобусе 800-1200 рублей (1,1 -1,6 руб/пасс.км);

— на железнодорожном транспорте от 400 рублей (сидячие места) до 26000 рублей в вагоне СВ (0,5 – 35  руб/пасс.км);

— на самолете от 2000 рублей до 20000 рублей (2,7 – 27 руб/пасс.км.).

Дороже может оказаться поездка на такси, особенно в  часы пик, где нибудь на задворках цивилизации, в Москве или Нью Йорке. В этих милых местах, не считая платы за посадку, принято отстегивать 35 — 40 рублей за километр, если  машина движется хотя бы немного быстрее улитки, или 6-10  рублей за одну минуту стояния в пробке. В качестве транспортного средства вертолет имеет ряд практически безальтернативных областей применения: доставка вахтовиков на плавучие морские платформы, альпинистов – на горные вершины, чекеровщиков – на склоны ущелий. Для делового пассажира финансовая привлекательность вертолета начинается тогда, когда летательный аппарат сэкономит время, которое, как известно, деньги.    Автобус доставит пасажира из Москвы в Петербург почти бесплатно, но время в пути займет 11 часов. Еще несколько часов – проезд к местам и из мест посадки-высадки.  В полетах на расстояние  до 1000-1200 км вертолет может обеспечить скорость доставки «от двери – до двери» 200-220 км/ч: тогда экономия времени, по сравнению с автобусом, составит  порядка десяти часов и 800 долларов за полет из Москвы до Петербурга  станет приемлемой ценой для пассажира, у которого часовая оплата труда превышает 80 долларов. Чтобы иметь такой доход в России нужно быть скорее не вертолетным, а зубным техником.  

WordPress SEO