ДВИГАТЕЛИ УКРАИНЫ

НЕХАЙ ЖИВУТЬ УКРАЇНСЬКІ ДВИГУНИ

№ 8 из цикла
 "Моторы всякие нужны"

 

 

А.Г. Ивченко

 

В.А. Лотарев

 

Ф.М. Муравченко

 

В.А. Богуслаев

Вертолетные двигатели разрабатывают и массово производят пять авиационных держав: США, Великобритания, Франция, Россия и Украина.  Из них одна только Украина не производит вертолеты серийно. Такое положение не противоречит закону Бойля-Мариотта, но выпадает из логики развития технологий, вершиной которых являются двигатели. Надо думать – «самостийная» восстановит технологическую справедливость.

 Украинские двигатели разрабатывают и производят расположенные в городе Запорожье (до 1921 года именовался  как Александровск Екатеринославской губернии) ПАО «Мотор Сич» (MSICH) и Государственное  предприятие  «Запорожское машиностроительное конструкторское  бюро «Прогресс» имени академика А.Г. ИВЧЕНКО  (ГП "ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС").

 

В 1907 году Городская дума Александровска выделила купцам 1-ой гильдии братьям Мознаимам участок земли под строительство чугунолитейного и машиностроительных заводов.  На выделенной земле купцы организовали завод  сельскохозяйственной техники. В  1915 году новым владельцем завода  стало акционерное общество «Дека», организованное швейцарским гражданином Л.Ф. Дюфлоном и московским предпринимателем А.В. Константиновичем («Дюфлон, Константинович и К⁰»). Выпущенный в 1916 году «Декой» авиационный однорядный шестицилиндровый двигатель М-100 устанавливался на самолет «Илья Муромец».

На основе «Дека» в Запорожье  организовали авиамоторный завод № 29 (имени П.И. Баранова).  В сентябре 1941 года заводчане вместе с оборудованием перебазировались в Омск, где уже 7 ноября 1941 года собрали первый двигатель.  Через некоторое время после возвращения в родные места завод получил нынешнее название ПАО «Мотор Сич».

По приказу № 193 наркома АП СССР А.И. Шахурина 5 мая 1945 года на запорожском заводе № 478 было организовано ОКБ по разработке и модернизации авиационных двигателей средней и малой мощности. Начальником ОКБ, а впоследствии генеральным конструктором был назначен  А.Г. Ивченко. В 1966 году предприятие получило название «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) «Прогресс», с 2004 года оно стало называться ГП «Ивченко-Прогресс». Руководство предприятием осуществляли: в период с 1945 по 1968 год – Александр Георгиевич  Ивченко, с 1968 по 1989 год — Владимир Алексеевич Лотарев, с 1989 по 2010 год — Федор Михайлович Муравченко.

ПАО «Мотор Сич» с 1991 по 2012 год руководил Вячеслав Александрович Богуслаев. С марта 2013 года исполняющим обязанности  председателя совета директоров  «Мотор Сич» стал Сергей Анатольевич Войтенко.

 

Первые советские вертолеты И.П. Братухина  (Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11), М.Л.Миля (Ми-1), Н.И. Камова (Ка-10, Ка-15, УКа-15, Ка-18), А.С. Яковлева (Як-100) были оснащены поршневыми моторами конструкции А.Г. Ивченко (АИ-4В, АИ-14В, АИ-14ВФ, АИ-26ГР, АИ-26ГРФ). Ивченко, Лотарев и Богуслаев внесли  большой творческий вклад в разработку и освоение производства газотурбинных двигателей АИ-20, АИ-24, АИ-25, АИ-25ТЛ, АИ-9, ТВ3-117, Д-36, Д-136, Д-18Т, ТВ3-117ВМА-СБМ1, АИ9-3Б, Д-36 сер. 4А, Д-436Т1/ТП, ВК-2500 для самолетов Ил-18, Ил-38, Бе-12, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, L-39, К-8J, Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя», Ан-140, Ан-74ТК-300, Ту-334, Бе-200,  вертолетов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-50-2, Ка-52, Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-172, Ми-24, Ми-25, Ми-26, Ми-28, Ми-35.

Некоторые данные о двигателях, производившихся и производимых запорожскими предприятиями для вертолетов, представлены в нижеследующей таблице.

Model
Helicopter
Weight
кг
Takeoff
л.с.
q лс/кг
АИ-4В
Ка-10
 
55
 
АИ-14В
Ка-15, УКа-15
200
228
1,1
АИ-14ВФ
Ка-18
200
280
1,4
АИ-26ГР
Ми-1, Як-100, Б-4
445
550
1,2
АИ-26ГРФ
Б-5, Б-9, Б-10, Б-11
445
575
1,3
АИ-14
(М14-В-26)
Ка-26
200
260
1,3
ТВ-2ВК
Ка-22
 
5900
 
АИ-450М
Ми-2М
 
465
 
АИ-450-2
Ансат
 
730
 
ТВ3-117В, ВК, ВКР, ВМ
Ми-24В, Ка-27, Ка-31, Ми-8, Ми-35
295
2000
 
6,8
ТВ3-117ВМА
295
2200
7,5
ВК-2500
Для модернизированных вертолетов
300
2400
ЧР 2700
8
9

 

Добавить комментарий

WordPress SEO