КАЗУС КУПФЕРА

Вредоносное намерение русского конструктора Марка Купфера проектировать в 1960 году вертолет с поршневыми двигателями М14В26 вызвало в Центрально аэрогидродинамическом институте СССР (ЦАГИ) справедливое негодование. На пути провинциальной отсталости и технического консерватизма с взломом твердо встал выдающийся ученый аэродинамик Л.С. Вильдгрубе,  его молодой, только что дипломированный молодой специалист Гаррик Ананов, другие принципиальные граждане.  Вся авиация переходит на легкие, доказавшие свою эффективность газотурбинные двигатели, доколе Россия будет плестись в хвосте прогресса?

М14В26 имеет мощность 325 л.с., масса 254 кг.  Настоящее грузило: удельная мощность всего 1,3  л.с./кг.  Моторы Купфер разместил на разнесенные в поперечном отношении консоли, видимо, для того, чтобы исходящие от не идеально сбалансированных поршней девятицилиндрового звездообразного двигателя вибрации могли проявить себя в полную силу.

 НТС ЦАГИ предложил альтернативу: отечественный газотурбинный двигатель ГТД-350: при массе 140 кг он развивает мощность до 400 л.с.  Удельная мощность  2,8 л.с./кг –  в два с лишним раза выше, чем у М14В26.  Не говоря уже о цивилизованном виде и более удобном техническом обслуживании.

Однако Марк Купфер проявил достойное лучшего применения упорство в своих заблуждениях.  «Пролетая над ЦАГИ, плюнул на лысину Ананова», мрачно сообщил он коллегам в ходе разработки свой «Нюшки» (секретный объект «Н»).

Что же осталось в сухом остатке?

«Нюшка» прошла все предписанные испытания, под Ником  Ка-26 прописалась у эксплуатантов многих стран. До сих пор этой машине нет альтернативы при выполнении различного рода сельскохозяйственных работ. Она базируется на крестьянском поле рядом  с тракторами, заправляется тем же топливом, не боится пыли и грязи. Приемистые моторы позволяют выполнять быстрый переход  с одного режима на другой при обработке малоразмерных площадок в любой, в том числе, и гористой местности. Она не прихотлива, экономно расходует топливо.

Лозунг нашего времени «Пиастры»! Самый продвинутый земледелец вряд ли купит для обработки своих виноградников современный вертолет. За 5 — 10 миллионов долларов  утомительной возне на своих виноградниках он предпочтет незатейливое путешествие в винные погреба Бордо, Бургундии или Пьемонта.

Цена вертолета Ка-26 на два порядка меньше цены аналогичных вертолетов с ГТД, главным образом, за счет дешевизны поршневых двигателей.

Не все так однозначно в этом мире, как это иногда представляется самым мудрым ученым деятелям.

Победное шествие ГТД продолжится, но ниша для применения в авиации поршневых двигателей сохранится еще, по крайней мере, до тех пор, пока не будут устранены существующие недостатки газотурбинных установок.

Главный из них – низкий коэффициент полезного действия, обычно не превышающий 20%. Отсюда повышенный расход топлива: ГТД 350 тратит порядка 1000  грамм, а поршневой М14В26 – всего 220 – 230  на одну лошадиную силу в час.

In vino veritas!

Добавить комментарий

WordPress SEO