ROLLS-ROYCE

 

ROLLS-ROYCE

№ 2 из цикла

 «Моторы всякие нужны»

Отцами-основателями одной из самых мощных мировых двигателестроительных корпораций являются два замечательных британца: Чарльз Стюарт Роллс (Charles Stewart Rolls) и  Фредерик Генри Ройс (Frederick Henry Royce).

Чарльз Роллс прожил яркую, к сожалению, не долгую, жизнь. Он родился 27 августа 1877 года в  престижном месте Лондона на Berkeley Square.  Младший из четырех детей полковника Джона Роллса, барона Лангатока   (Llangattock), Чарльз получил среднее образование в Итонском колледже,  затем университетское в Кембридже. Чарльз стал первым в Лондоне автомобильным лихачом, возглавив протестные акции, добился повышения максимальной скорости езды с 4-х до 12 миль в час, в 1903 году установил национальный рекорд скорости на автомобиле в 93 миль в час.

Начиная с 1898 года,  другим увлечением Роллса стало воздухоплавание.  Он совершил 170 подъемов на воздушном шаре, стал членом-учредителем Королевского аэроклуба и вторым человеком в Великобритании, который получил лицензию пилота. В числе его летных достижений две  Золотые медали: за самый продолжительный полет и за  перелет Ла-Манша туда и обратно быстрее, чем это получилось у  Луи Блерио.

Будущий партнер Роллса,  Фредерик Генри Ройс,  родился в 1863 году в местечке Элвалтон близ Питерсборга (Alwalton, near Peterborough), в бедной многодетной семье мельника.  Был Фредерик, стало быть, не  «голубых кровей», зато имел все задатки инженерного гения.  Судьбе стало угодно, чтобы эти задатки проявились в создании автомобиля, предмета увлечения Чарльза Роллса, предопределив тем самым пересечение судеб потомков благородного барона и простолюдина.

С 10-летнего возраста Генри пришлось самому пробивать дорогу в жизни. Он брался за любую работу, разносил письма и газеты,  служил телеграфистом на железнодорожной станции, приобретал полезные навыки в компании изобретателя пулемета Хайрема Максима.  В нерабочее время старался образовываться, изучал языки, основы электротехники, начала точных наук. И мечтал приложить полученный опыт и  знания к собственному делу.

В 1884 году 21-летний Ройс и его молодой друг Эрнест Клермон основали в Манчестере компанию  по производству бытовой электротехники  “F.H. Royce&Co.”  В 1902 году накопленная прибыль позволила фирме приобрести французский автомобиль «Дековилль» (Decauville).  Ужасному качеству этой колымаги мир обязан появлению лимузина «миллионеров, королей и покойников».  Возмутившись несносной тряской и  постоянными поломками французского шедевра, Ройс полностью переделал основные агрегаты машины, в двухцилиндровом двигателе мощностью 10 л.с. применил алюминий вместо стали, вал с двумя коленами, заставил цилиндры работать в противофазе, применил новую систему зажигания и множество других новаций. Так  1 апреля 1904 года родился  первый автомобиль марки Royce.   

Слух о бесшумном автомобиле  быстро распространился по Лондону.  Популярная  газета «Times» отреагировала на событие словами: «Когда этот двигатель работает, никто его не может ни слышать, ни ощущать».

Не прошел мимо приятной новости  автомобильный джентльмен удачи. Встреча  двух будущих столпов моторостроения произошла в манчестерском отеле “Midland”.  Роллс, не долго думая, сел за руль автомобиля Ройса и несколько часов не мог от него отлипнуть.

1 мая 1904 года новоиспеченные партнеры  заключили договор о сотрудничестве.  В конце года на автосалоне  в Париже взыскательной  публике были представлены три Роллс-Ройса. За несколько последующих лет компания “Rolls-Royce”  освоила производство автомобилей с двух-, трех-, четырех-, восьмицилиндровыми моторами.  За рулем своих автомобилей Роллс побеждает  на авторалли в Англии и США.

С 1908 года компания Rolls-Royce Ltd.  выпускает  вскоре ставшей весьма популярной  модель  «Серебряный призрак» (“Silver Ghost”) и одновременно осваивает производство самолетов "Wright Flyer".  12 июля 1910 года на одном из них в показательном полете на небольшой высоте разрушилось вертикальное оперение. Самолет разбился,  управлявший самолетом Чарльз Роллс погиб.  Ему еще не исполнилось 33 года, и он стал первым англичанином, который погиб в авиакатастрофе.

Гибель одного из основателей компании стала болезненным ударом, но Генри Ройс сумел удержать марку компании на должной высоте и приумножить ее успехи. Владельцами статусных машин  становились самые именитые и богатые люди.  В 1922 году нарком внешней торговли и иностранных дел Леонид Борисович  Красин по поручению В.И. Ленина купил для высшего руководства большевиков первый из четырех Роллс-Ройсов модели Silver Ghost за 1850 фунтов стерлингов.

22 апреля 1933 года после затяжных болезней ушел из жизни второй из отцов-основателей  Роллс-Ройс. За три года до смерти он  был произведен в баронеты, награжден Орденом Британской империи.   Сотрудники удостоили его прижизненным памятником, на цоколе которого выбиты слова:

«Генри Ройс, инженер, родившийся в 1863 в Этуолтоне под Питерборо. Обделённый в детстве, он обучился всему сам. Среди его трудов — проектирование и постройка автомобилей Rolls-Royce, завоевавших всемирное признание, внёсших важнейший вклад в Великую Войну, и проектирование авиамоторов Rolls-Royce, на которые приходилось больше мощности союзной авиации, чем на какие-либо другие. Аэропланы с его моторами пересекли Атлантику за 16 часов и были первыми, долетевшими из Англии до Австралии».

Наследники Роллса и Ройса сумели сохранить бренд  «RR» до наших дней.

Вертолетная часть истории компании Rolls-Royce Group plc началась в 1995 году, после того, как она приобрела специализирующуюся на геликоптерных ГТД американскую компанию Allison Engine.

Фирма «Алисон» возникла в городе Индианаполис  в сентябре 1904 года для  производства ацетилена.  Опасное производство вскоре было выведено из города в место, расположенное недалеко от трассы гоночных автомобилей, а сама фирма перепрофилирована на производство автомобильных моторов.

В настоящее время  британская Rolls-Royce Group plc производит двигатели  разработки  «Алисон» под новыми обозначениями. Например, двигатель Allison Model 250 стал называться Rolls-Royce M250 и т.д.

Некоторые данные, касающиеся применимости, удельной мощности, и цене турбовальных двигателей приведены в таблице.

 

Model

Helbcopter

Weight

Takeoff,

q лс/кг

Price $

Цена 1 л.с.

$

250-C20B

Aw 109a Mark Ii

72

420

5,8

 

250-C20R/1

AW 109A  Widebody

ENGINE

78.5

450

6,0

362530

806

Gem 60-3 Mk 30

Agusta Westland 30-100-60

 

192

1180

6,1

 

250 C20

Bell 206B JetRanger II

 

72

400

5,6

 

250-C20J

Bell 206B III JetRanger III

 

71.7

420

5,9

346570

825

250 C20B

Bell 206L LongRanger

 

72

420

5,9

346570

825

250-C28B

Bell 206L-1 LongRanger II

 

108

500

4,6

560950

1122

250-C30P

Bell 206L-3 LongRanger III

 

107

650

6,1

565320

870

250-C20R

 

Bell 206LT TwinRanger

 

78.5

450

5,7

380660

846

250-C30 G/2

Bell 230

119

650

5,5

565320

870

250-C47

Bell 407

126

701

5,6

645250

920

250-C40B

Bell 430

127

715

5,6

702380

981

250-C40B

Bell 430 With Skids

111

808

7,3

 

250-C20B

Bell/Soloy 47 Turbine 600 Series

72

420

5,8

311390

741

250-C20W

Enstrom 480

 

73.5

420

5,7

346570

825

250-C20W

Enstrom 480B

72

420

5,8

 

250-C20

Eurocopter BO 105 C/CS

72

400

5,6

329240

823

250-C20B

Eurocopter BO 105 CB

73

500

6,8

346570

693

250-C20B

Eurocopter BO 105 CBS

72

420

5,8

346570

825

 

Добавить комментарий

WordPress SEO